До середины XX века на левом берегу Волги напротив города Юрьевец на зелёных холмах возвышался Троице-Кривозерский монастырь. В 1950-х годах он попал в зону затопления при строительстве Горьковского водохранилища и исчез под толщей воды, а окружающие его холмы превратились в острова. Но память о существовавшей когда-то обители хранят старые фотографии, архивные документы и произведения искусства: художник Исаак Левитан изобразил Троице-Кривозерский монастырь на двух своих знаменитых полотнах: «Тихая обитель» (1890) и «Вечерний звон» (1892).
История
Возникновение обители относят к 1640-м годам; она была основана монахом Симеоном. С появлением монастыря связана интересная легенда. В 1594 году жители Юрьевца Пётр Сутырев и его товарищ, чьё имя история не сохранила, стали свидетелями чуда: известный юрьевецкий юродивый Симон Блаженный ходил по волжским водам «посуху». Симон, заметив на берегу поражённых наблюдателей, сказал им, что ровно через 40 лет после его смерти на месте напротив Юрьевца, где в то время стояла огромная сосна, будет основан монастырь. Пророчество долгие годы передавалось из уст в уста среди местных жителей. К концу предсказанного срока люди собрали нужные средства и в начале мая 1644 года выстроили шатровую деревянную церковь Троицы. Она стояла на левом берегу Волги, посреди песчаного холма, поросшего соснами. За церковью вскоре соорудили деревянные кельи, покои настоятеля, святые ворота (главный вход в монастырь), другие необходимые постройки. Так сложился монастырский комплекс, получивший название Троице-Кривозерский.
Обитель была с трёх сторон окружёна озёрами — Кривым, Змиевым и Лопённым. Троицким монастырь назвали по главному храму, Кривозерским (Кривоезерским на старинный, церковнославянский лад) – по расположенному неподалёку озеру Кривое. В 1648 году грамотой царя Алексея Михайловича здесь началось строительство пустыни. А в 1650 году в обители появилась вторая церковь – святого Николая Угодника. Первые монастырские здания просуществовали более 100 лет.
Первоначально братия монастыря была невелика – всего 30 человек, да и в последующие годы число монахов не сильно превышало эту цифру. Спустя 90 лет в Кривозерье началось каменное строительство. За несколько лет до этого обитель обеднела, в ней осталось всего 6 монахов. Несколько раз монастырь грабили, а в 1781 году сгорели дотла все деревянные постройки. Уцелела только икона Троицкой церкви с изображением Богородицы Иерусалимской, считавшаяся чудотворной. В 1795 году монастырь восстановил выходец из Спасо-Валаамского монастыря Софронием, ставшим Кривоезерским игуменом. При нём возобновилось монастырское строительство — новые сооружения возводились уже в камне. Первым был заложен большой пятиглавый собор Троицы, но из-за недостатка средств строился он долго и был освящён только через несколько лет.
Расцвет монастыря
В течение 1790-х годов в Кривозерье построили колокольню, церкви святых Александра Невского и Антипия. Средства на строительство последней собрали жители посада Пучежа (ныне город Пучеж Ивановской области). Тогда же возвели трапезную, корпуса келий и каменную ограду высотой около трёх метров. Позднее, в 1827 году, в монастыре появился второй соборный храм во имя знаменитой святыни обители – чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери, чтимой монахами и местным населением.
Так окончательно сложился архитектурный ансамбль Троице-Кривозерского монастыря. Документы начала XIX века отмечают, что панорама обители открывалась с востока на расстоянии 5 вёрст, с юга на 15-20 вёрст, с севера на 20-25 вёрст.
Сокровища обители
Были среди монахов Троице-Кривозерской обители свои иконописцы. Самым знаменитым среди них стал выдающийся русский художник рубежа XVII-XVIII веков Кирилл Иванович Уланов. Долгие годы он работал в Оружейной палате в Москве, где и приобрёл заслуженную славу иконописца. Впоследствии Уланов постригся в монахи под именем Корнилия. Судьба забросила его в дальнюю Кривозерскую обитель, где Корнилий продолжил занятия иконописью. По описям церковных ценностей, составленным в начале ХХ века, в соборах Троице-Кривозерского монастыря хранилось не менее шести икон работы Уланова. Им же была расписана северная дверь иконостаса Троицкого храма. Некоторые старинные иконы из разрушенного Кривозерского монастыря сейчас хранятся в фондах краеведческого музея Юрьевца. Искусствоведы приписывают их кисти выдающегося мастера. А небольшой провинциальный городок гордится тем, что его музей попал в список обладателей улановских икон наряду с Государственной Третьяковской галереей и другими крупными российскими музеями.
Троицко-Кривозерский монастырь дожил до Октябрьской революции 1917 года. В этом году обитель, как и многие другие монастыри, закрыли. Монахов изгнали. Несколько человек из братии, опасаясь преследований, подались в бега, некоторые бывшие монахи переселились в город и ближайшие сёла, нашли работу и стали жить обычной мирской жизнью. В 1923 году монастырь приспособили под тюрьму. В 1929 её закрыли, а помещение передали лесопильному заводу «Красный профинтерн» (бывшему заводу Э. Г. Брандта) под рабочее общежитие. Земельные угодья монастыря передали совхозу «Маяк».
В середине 50-х годов бывший монастырь был затоплен из-за строительства водохранилища. О 460-летней истории Троице-Кривозерского монастыря напоминают лишь большой металлический крест, установленный на месте затопления обители совсем недавно, несколько икон в музеях и картины великого Левитана.