Ивановская область        04 апреля 2018        22750         3

Кинешма: история города

Небольшой старинный город со странным названием Кинешма расположился на живописном берегу Волги в 400 км к северо-востоку от Москвы и в 100 км от Иванова. Около четырёх тысяч лет назад на этих землях жили финно-угорские племена меря и чудь. Вероятно, топоним «Кинешма» имеет финно-угорское происхождение и может переводиться как «Пенная (река)», «Глубокая вода», «Спокойная гавань» и даже как «Каменное зерно, спрятанное в болотах».

Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году. В начале XV века Кинешма уже была крупным поселением и наряду с Костромой, Плёсом, Солдогой и Лухом подвергался опустошению ордами казанского хана Махмут-Хази. В 1466 году бежали вниз по Волге мимо Кинешмы торговые суда «Офонасия Тферитянина и Василия Панина». В 1482 году Иван III пожаловал Лух, Кинешму и Вичугу князю Фёдору Ивановичу Бельскому в качестве подарка по случаю сочетания браком князя с рязанской княжной Анной, родной племянницей царя. Дарственная гласит: «А что есмы пожаловал князя Ф.И. Бельского, дал есмы ему в вотчину город Лух, да волости — Вичугу да Кинешму…». Бельские владели Кинешмой около ста лет, а потом город снова «отошёл на государя». Прошло уже пять столетий, а так и сохранилось название части города — Беловская.

кинешма
Вид на Кинешму
Фото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org

Будучи вотчиной Московского князя, Кинешма стала рыбной слободой, поставлявшей живую рыбу к царскому двору. К славе рыбных ловцов прибавилась слава кинешемских соляников, выпаривавших соль из воды, добываемой из недр земных. С топливом затруднений не было: дремучие леса окружали Кинешму со всех сторон.

Город-крепость

После того как в 1536-1537 годах Кинешма вторично пострадала от казанских татар, в городе возвели укрепления: насыпали вал, а на нём сооружили крепостную стену. Она начинаясь от волжского обрыва, проходила на юг по левой стороне нынешней улицы Фрунзе (бывшей Овражной), пересекала улицу Ленина и по обрыву, хорошо заметному и сейчас, поворачивала на восток. Далее, несколько не доходя до улицы Рылеевской, поворачивала на север к Успенскому собору, а потом — по волжскому обрыву на запад, до улицы Фрунзе.

В городской стене были ворота. Одни в западной её части, другие в восточной, давая выход на торговую площадь. Между укреплённой частью города и рекой Кинешемкой располагался посад, где жила большая часть горожан, в основном ремесленники.

При разделении России на земщину и опричнину Кинешма и её окрестности были отнесены к опричнине. В это время она была важным, имеющим большое экономическое значение населённым пунктом. «Она сама являлась центром, к которому «тянуло» население окрестных селений на довольно обширном пространстве. Вполне возможно, что Кинешма и Вичуга некоторое время оставались самостоятельными административными единицами в виде волостей», — так писал Н. Виногорадов в книге «Кинешемские писцовые книги как один из важных источников по изучению местного края».

Действия опричнины и войны привели к тому, что центральные области государства, в том числе и Кинешемский край, запустели. До 40% пашни превратилось в запущенные, необрабатываемые земли. Люди бросали насиженные места и уходили.

Город-воин

Период больших героических битв Кинешма переживала в начале ХVII века. Кинешемское ополчение под руководством воеводы Федора Боборыкина защищало Русь в 1609 году от польско-литовской интервенции. Тогда, в XVII веке, Кинешма была посадом — так называлось на Руси торгово-промышленное поселение под стенами крепости. Восточная граница крепости проходила по валу, на котором были выстроены Красные торговые ряды. Здесь были главные городские ворота, они выходили на Посадскую площадь. На ней и произошла битва кинешемцев с польским отрядом пана Лисовского в мае 1609 года.

кинешма
Никольский мост
Фото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org

Кинешемское ополчение готовилось выступить навстречу неприятелю. Лисовский во главе значительного по численности (около 2000 человек) и хорошо вооружённого отряда появился под Кинешмой. В двух верстах от города по Лухскому тракту (ныне улица Вичугская) произошла первая «сшибка». В этом бою погиб славный кинешемский воевода Боборыкин. Его гибель внесла расстройство в ряды немногочисленных защитников, и ополчение отступило к реке Кинешемке, где, несколько собравшись, снова вступило в бой с интервентами и опять потерпело поражение. Ополчение отступило к городу и остановилось на Базарной площади. Здесь произошёл последний бой. Ополчение почти полностью погибло. Интервенты через восточные ворота, выходившие на торговую площадь, ворвались в город.

По обычаю того времени, при нашествии «поганых» всё священное, общественно важное сносилось в собор на хранение. В соборе находили защиту женщины, дети, люди преклонного возраста. Так же поступили и кинешемцы — часть жителей укрылась в соборе, часть — в лесах, близко подступавших к городу. Интервенты ворвались в город. Они и предположить не могли, что сопротивление немногочисленного ополчения будет таким упорным и столь самоотверженным. Видя свои потери на подступах к городу (в их отряде погиб каждый четвёртый), интервенты ожесточились, а, ворвавшись в город, убивали каждого встречного. Начались грабёж, разбой, насилие. Не имея возможности быстро и беспрепятственно проникнуть в собор, они сожгли его вместе с укрывшимися в нём людьми. В писцовых книгах за 1629 год сказано: «Да на городище же место церковное, что была вторая церковь, соборная же Преображение Спасово и теде церковь сожгли литовские люди».

Битва была проиграна. Оставшиеся в живых жители похоронили павших в братской могиле на площади. Над местом захоронения был водружен деревянный крест, а потом построена часовня. Более трехсот лет в день битвы проходила здесь панихида по убиенным, принимали присягу солдаты, отсюда уходили на войны кинешемские ополченцы. В память об этом героическом периоде истории Кинешмы на месте братских могил построены две каменные часовни. Они сохранились до нашего времени.

Торговля и промышленность

29 мая 1779 года, согласно указа сената, Кинешме был пожалован герб. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера, а в нижней части на зеленом поле — «два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг».

Полотняное производство успешно развивалось в Кинешме с начала ХVIII века и исключительно на местном сырье, ориентировалось на заграничные рынки. К середине XIX века от былой цветущей полотняной промышленности в Кинешме не осталось и следа. Но в преддверии развития хлопчатобумажной, химической, мукомольной и деревообрабатывающей промышленности, фабриканты Морозовы, Коноваловы, Миндовские, Разореновы, Севрюговы, Скворцовы, Бакакины, Кокоревы строили в Кинешме и ее округе новые предприятия. Широко и бойко велась торговля, особенно во время ярмарок, которые славились по всей Волге. Ярмарки в Кинешме проходили дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, другая, более значительная ярмарка — Крестовоздвиженская — начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября. Архитектура ярмарочной площади соответствовала требованиям торговли. На ней стояли три больших каменных корпуса, называвшиеся торговыми рядами. Они сохранились до сих пор и создают неповторимый архитектурный облик центра города.

Яркий и веселый ярмарочный мир исчез в ХХ веке. Исчез не сразу, еще в 20-е года по традиции приезжали в те же сроки со своим товаром крестьяне, строились карусели, выступали раешник и Петрушка.

В настоящее время Кинешма — второй по величине город Ивановской области. Возникший в глубокой древности как поселение мерян, со временем он превратился в славянское рыбацкое поселение-слободу, позднее — в посад и, наконец, в город, ставший в 1616 году центром уезда.

За всю многовековую историю Кинешма пережила и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и две мировые войны, и многочисленные пожары и эпидемии. И всё же город не кажется старым и захудалым. Он шагает в ногу со временем.

Текст: Интересная Россия

  Метки: