Каргополь — один из немногих древних северных городов России, где сохранились уникальные белокаменные архитектурные памятники XVI-XVII веков.
Комплексы приходских церквей Каргополя сформировались к XVI веку. Изначально они все были деревянными. Но деревянные постройки были ограничены в размерах, часто уничтожались пожарами, требовали регулярных ремонтов. Поэтому каргопольцы стали возводить каменные сооружения, которые могут стоять века. Постепенно благодаря средствам, имевшимся у торговых каргопольцев, на местах деревянных храмов возводятся одноименные каменные. Большая часть из них и сохранилась до наших дней.
Христорождественский собор
Христорождественский собор (1552‑1562) – древнейшее каменное здание и главный собор города. Возведение его относится к царствованию Ивана Грозного. Собор должен был символизировать богатство и величие торгового города. Его построили на центральной площади, которая так и называлась Соборная.
По преданию, в 1652 году, когда патриарх Никон перевозил мощи святителя Филиппа из Соловков в Москву, он сделал двухдневную остановку в Каргополе именно в соборе Рождества Христова.
Архивные документы XVII-XVIII веков свидетельствуют о богатом убранстве храма. В Христорождественском соборе находились наиболее почитаемые каргопольцами иконы, одна из которых — чудотворная икона Богоматери Казанской. Документы рассказывают о бережном отношении прихожан к своей святыне. Они регулярно делали пожертвования собору, что позволяло ремонтировать храм, который за всю его историю часто подвергался опасности разрушения.
Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI века — монументальность, простоту и выразительность. Изначально собор имел строгую кубическую форму, потом в XVII веке были пристроены северный (Алексия и Филиппа) и южный (Спасский) приделы, а после пожара 1765 года – паперть с запада. После пожара в Христорождественском соборе был также установлен огромный пятиярусный иконостас, которым можно любоваться и сегодня. Главная храмовая икона Рождества Христова XVI века находится в Государственном Русском музее. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене с изображением Страшного Суда.
Собор до сих пор не исследован и хранит множество загадок для архитекторов, строителей, археологов, искусствоведов и краеведов. Сейчас храм принадлежит музею. На первом этаже находится выставка «небес» из деревянных церквей Каргополья. Небеса – это особые северные потолочные перекрытия, на которых пишутся образы Христа, ангелов и святых. На втором этаже собора находится резной пятиярусный иконостас.
Благовещенская церковь
На Старой торговой площади можно увидеть еще одну уникальную Благовещенскую церковь с восхитительным каргопольским узором.
Каргопольский мещанин Шаханов в 1692 году на деньги прихожан строит двухэтажную холодную церковь. Его имя донесла до нас рукопись священника Василия Ивановича Попова (копия рукописи хранится в Каргопольском музее). Средства на строительство были относительно небольшими: Шаханов «сработал» церковь за 1600 рублей и, «не докончив оной, скончался». Из этого же документа известно другое имя — священник Иван Афанасьев, инициативой которого была достроена незавершенная церковь. По словам его правнучки, священник собрал по разным городам деньги «на построение сей церкви», причем в Петербурге «государь Петр I благотворил пожертвовать на случай сей 100 рублей и крест со святыми мощами серебряный, весом в 15-тъ золотников».
Строительство Благовещенской церкви, приостановленное из-за смерти главного заказчика, мещанина Шаханова, в дальнейшем задержалось в связи с начавшимся в 1703 году строительством Петербурга. В 1714 вышел Указ о запрещении «всякого каменного строения». И только в 1721 году было разрешено достраивать ранее начатые церковные здания, и то лишь по докладу воевод и особому разрешению Сената. Вероятно, тогда-то каргопольский священник Иван Афанасьев и отправился в Петербург, чтобы получить разрешение на достройку Благовещенской церкви. Таким образом, дата строительства храма от его закладки до освящения престолов определяется рамками 1692 -1729 года.
Благовещенская церковь никого не оставляет равнодушным. Её по праву называют «преукрашенной и преудивительной». С первого взгляда поражает особая статность стен, но, главное, доведено до совершенства их белокаменное декоративное убранство. Внимание многих искусствоведов и архитекторов привлекает удивительное разнообразие размеров и богатство обработки окон и наличников храма. «На 34 окна, расположенных на всех фасадах здания, приходится до 15 типов оконных обрамлений. На первый взгляд общеизвестные и повсеместно применяемые элементы декора — колосники, жгутики, валики, ромбики — в Благовещенской церкви складываются в сложнейшие и изысканнейшие сочетания, придавая каждому окну храма свой неповторимый законченный облик. Северный, западный и в особенности южный фасады восхищают тонко продуманной ритмичностью, пропорциональностью и взаимосвязью окон и порталов, но подлинное чудо каргопольской архитектуры — алтарная стена Благовещенской церкви». По мнению искусствоведа Н. Э. Грабаря, «восточная стена, с тремя полукружиями алтарей, является шедевром стенной обработки вообще».
Благовещенская церковь благодаря исследователям и знатокам архитектуры приобрела всемирную известность, хотя на протяжении веков жила обычной жизнью приходской церкви. Верхний этаж храма был освящен во имя Благовещения, всего церковь имела 6 престолов. В рукописи В. И. Попова дается описание внутреннего убранства церкви: «В церкви Благовещения иконостас искусной работы с резьбою, золоченный червонным золотом, состоит из четырех ярусов царские врата с евангелистами…». В метрике Благовещенской церкви упоминаются храмовая икона Благовещения, икона Богоматери Тихвинской в киоте из красного дерева, шесть животворящих крестов, шесть Евангелий, десять дароносиц, очень богатая ризница…
Соборная колокольня
В 1765 году Каргополь постиг страшный пожар. Сгорело семь каменных, две деревянные церкви, административные здания, торговые ряды и триста домов. Пожар не пощадил каргопольский собор, уничтожили колокольню. Какова она была, мы не знаем, известно только, что на ней были часы «с лунным течением». Двухъярусная Соборная колокольня (1772‑1778) построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге.
Интересен факт, что после пожара для восстановления города из пепла Екатерина выделила огромную сумму в 10000 рублей. Обрадовавшийся губернатор немедленно предложил построить в честь императрицы роскошную каменную колокольню, чтобы та служила потомкам напоминанием о мудрости и человеколюбии Екатерины, на что и получил из казны еще 5000 рублей. Широкий пролет нижнего яруса колокольни ориентирован строго по оси Санкт-Петербургской улицы, по которой проходил прежде Санкт-Петербургский тракт. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. Каргопольцы рассчитывали, что после пожара Екатерина обязательно приедет. И, въезжая в город по Санкт-Петербургской улице, увидит колокольню и поймет, как её ждут и любят. Поэтому крест смотрит в сторону этой улицы. А четырехконечный он потому, что Екатерину по-прежнему считали лютеранкой. Екатерина так и не приехала. А колокольня эта, пожалуй, единственный в мире памятник несбывшихся надежд.
В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Строение частично обрушилось, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересно, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи была построена незадолго до пожара в 1751 году. Это самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Церковь Иоанна Предтечи отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов ‑ с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для архитектуры Севера. В 1996 году к 850‑летию города церковь Иоанна Предтечи была передана русской православной церкви. 7 июля 2005 года была совершена первая после закрытия храма Божественная литургия.
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, расположена между Торговой площадью и «Валушками», единственная в городе, сохранившая позакомарное покрытие (полукруглые арочные завершения стен и внутренних сводов храма – закомары). Каменные узоры на окнах не повторяются. Если будут одинаковые колонки наличников, то кокошники непременно разные, если схожие кокошники – обязательно разные колонки. Разные столбики с полочками, с бусинками, с ромбиками, «коруны» — все здесь. Все это выполнялось, как правило, разными мастерами, и каждый старался преуспеть в каменносечной хитрости, как на Каргополье называли обработку камня.
Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви, традиционно символизирующих Иисуса Христа и евангелистов, определяет сходство с Успенским собором в Кремле – признак влияния московской культуры. От центральной апсиды в восточной, алтарной, части отходит трещина. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными кованными из железа тяжами (стяжками). Такие строительные детали можно увидеть и на других храмах города.
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы, построенная в 1680 году, с колокольней 1844 года – единственный действующий приход в городе. Церковь была построена на средства купцов Андрея и Климента Пометяевых. В народе церковь получила название «предивная» за ее изящность, миниатюрность и белокаменную резьбу.
На первый взгляд все здесь спутано, сбито, не только расположение окон несимметрично, но и сами оконные проёмы разной величины, одни больше, другие меньше, соответственно этому и узор их разный.
Церковь Рождества Богородицы открывает собой ряд памятников особенного местного стиля, который можно назвать «каргопольским узорочьем».
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев построена в 1814‑1816 годах на деньги выходца из Каргополя петербургского купца Степана Копосова. По преданию, освящение церкви приурочили к проезду через Каргополь в Архангельск Александра I в августе 1819 года. Церковь Зосимы и Савватия – последнее крупное сооружение города. Каменная церковь построена в новом классическом стиле.
Пространственная композиция здания проста: это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объёмов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. И хотя эта церковь построена в соответствии с законами зал, напоминающими парадные залы русских усадеб того времени, в ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные мастера на деревянных церквах‑часовенках. Эффектно выглядит подкупольное пространство храма – сейчас это филиал Каргопольского государственного историко‑архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей.
Троицкая церковь
На северо-востоке города высится внушительных размеров Троицкая церковь (1790-1802). Массивный куб, перекрытый огромным световым барабаном с куполом, возведенным в конце XIX века (первоначально здание было традиционно пятиглавым).
Тут поневоле поразишься строительному размаху каргопольцев — в своих церковных сооружениях они стремились к огромному, величественному и возводили новую церковь, вдобавок двухрамовую. Дело, конечно, не в соревновании купцов-толстосумов и не в ревности самих прихожан: исторически сложившийся облик города с доминирующими белокаменными громадами храмов предопределял размеры здания.
Еще одна замечательная особенность каргопольского градостроительства: стремление к созданию ансамблей. Это видно на примере Соборной и Благовещенской площадей. Но и другие площади города украшали церковные ансамбли. Так, на Воскресенской площади рядом с Воскресенским храмом стояла пятиглавая церковь Спаса Всемилостивого, а в небольшом отдалении оригинальный трехглавый деревянный храм Спаса на Валушках. И Троицкий храм на Троицкой площади тоже не стоял особняком, а в соседстве с церковью Иоанна Богослова.
Введенская церковь
Введенская церковь построена в 1808 году. Формы её просты: к вытянутому вверх четверику храма примыкает трапезная с папертью. Верх церкви венчал деревянный барабан с одной главой. Церковь возведена на высокий подклет — подцерковье, которое прежде использовалось под склад. В настоящее время в этом здании помещается Каргопольский краеведческий музей.