Юрьевец: история города

Среди живописных холмов на берегу великой русской реки Волги стоит один из многочисленных древнерусских городов, хранящих память о своём тысячелетнем прошлом — город Юрьевец. Да, да, еще один русский город, названный в честь князя Юрия. Сегодня это районный центр Ивановской области, расположенный в 168 км к северо-востоку от города Иваново. А прежде — средневековый город-крепость, который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Древней Руси. Кроме того, это  старинный торговый центр на пересечении Волжского торгового пути и Большой столбовой дороги из центра России в Сибирь.

У Юрьевца — давняя и славная история.  Он был основан на месте слияния трёх рек — Волги, Унжи и Немды. По самой распространенной версии город основан владимирским князем Юрием (Георгием) Всеволодичем как Юрьев-Повольский и назван по его имени (другое название — Георгиевск).  По легенде великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, возвращаясь от племянников своих, сыновей покойного брата Константина — Василька в Ростове и Всеволода в Ярославле, остановился отдохнуть в устье реки Унжи, левого притока Волги, и предался отдохновению. Во время сна почудилось ему видение, что на противоположном берегу среди непроходимой чащи стоит гора, а на ней — икона угодника Георгия Победоносца, перед которою горит неугасимая свеча. Много раз повторялось чудесное видение. Восставши ото сна, великий князь повелел идти вниз по Волге и, подошедши к заводи, именуемой и теперь Юрьевою, стал внимательно смотреть на другой берег Волги. Как гласит предание, князь вдруг увидел, как с неведомой горы, сквозь чащу лесную, пробивается огненный луч наподобие сияющей звезды.

Князь с боярином своим Василием по прозвищу Скороумный и со свитою переправился на правый берег Волги. Там, в тёмном лесу, на крутой горе, под сенью векового вяза, он якобы и обрёл чудотворную икону, пред которой теплилась нетленная свеча. В память о событии гора стала именоваться Георгиевской, а икона, согласно летописи, писанная на доске шаровыми очертаниями, впоследствии была перенесена в московский Успенский собор. Другая же легенда гласит, что икона была высечена на камне.

На месте обретения иконы владимирский князь повелел соорудить деревянный город, назвав его по имени своему и в честь угодника Божия Георгиевском или Юрьевом-Повольским (Поволжским), в отличие от Юрьева-Польского и Ливонского.

По второй версии, надо сказать, не менее убедительной,  город основан князем Юрием в 1150 году. В «Избранных произведениях» В. Н. Татищева, где впервые опубликованы его записи при подготовке «Истории Российской», из многих не дошедших до нас летописей и документов, утверждается, что «городец на Волге в Белой Руси оной також Юрьев именован, построен Юрьем или Георгием II в 1150-м году, ныне называется Юрьев Повольский или Юрьевец, что в провинции Нижегородской на правом берегу реки выше Болохны 90 и ниже Кинешмы 60 вёрст».

Первая юрьевецкая крепость стояла на Георгиевской горе и была деревянной. На земляных валах, окруженных рвами, ставились высокие стены. До наших дней, к сожалению, не сохранилась Георгиевская гора – место основания первой крепости (она была срыта для строительства защитной дамбы на берегу Волги).
Сейчас в Юрьевце можно увидеть сохранившиеся валы и рвы его последней крепости – Белый город.

    Белый город расположен на горе, возвышающейся над акваторией речного порта. Это один из живописнейших уголков Юрьевца с могучими соснами и тихими прудами. Согласно обследованиям Белый город причислен к редким памятникам русского военно-инженерного искусства.

Юрьевецкий посад был под горой, на берегу Волги.
Наверху находились только крепости. Средневековый посад занимал территорию, которая сейчас находится между речным портом и бывшим зданием почты. Со всех сторон его окружали монастыри, входившие наряду с крепостями в систему обороны древнего города.

В 1237 г. Юрьевец был сожжён ордами Батыя. Такое прошлое наложило отпечаток на этимологию многих городских названий. На горе Пушкарихе жили пушкари, а с высокой Глазовой горы «глазели», не идут ли татары с низовьев Волги.

 В 1380 г. юрьевецкие ратники отважно сражались на Куликовом поле в полках своего князя Владимира Андреевича Городецкого-Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского. С 1405 г. Юрьевец входил в состав Городецкого княжества, с 1448 — Московского, а с 1451 — Суздальского, затем — снова Московского. В 1536—1537 гг. город подвергался разграблению казанскими татарами. А в 1556 г. был отписан Иваном IV в опричнину.

    В начале XVII столетия, в период польско-литовской интервенции, Юрьевец не раз подвергался нападениям поляков. Но, независимый  характер Юрьевца помог и в Смутное время. В 1609 году здешний сотник Федор Красный возглавил местное ополчение, освободившее от сторонников Самозванца Лух, Шую, Кинешму. В ответ знаменитый пан Лисовский сжег город, но жители окрестностей храбро отбивались от его бойцов, а подошедшая к ним из Нижнего Новгорода по Волге помощь спасла положение. Горожане дружно примкнули к проходившим через город войскам Пожарского и Минина, но и освобождение Москвы в 1612 году не принесло желанной стабильности. В 1614 году казаки Ивана Заруцкого вновь разграбили и сожгли Юрьевец, хотя и были потом разбиты воеводой Борисом Лыковым.

  В конце XVIII века Юрьевец стал уездным городом Костромской губернии. Вольные по своему характеру юрьевчане занимаются  сезонной работой: они идут в бурлаки, на сплав и пилку леса.
Юрьевец становится одним из бурлацких центров на Волге с его «Жареным бугром» — местом свершения традиционных обрядов посвящения в бурлаки.

Волга связывает всю Россию, от Балтики до Каспия. Вверх по Унже от Юрьевца начинался древний путь «за Камень» — на Урал и дальше. Юрьевские краеведы уверены, что Ермак Тимофеевич — их земляк. Его дед, старый разбойник, будто бы скрывался от сыщиков в Юрьевце, а уже после смерти деда внук отправился покорять Сибирь. Юрьевец всегда был притягивал людей сильных, чтоб не сказать лихих. Этот характер, решительный и рисковый, отражен в местной частушке:

А Илья Муромец — он уехал в Юрьевец,
А Разин Степан — там совсем пропал.

«Нечем платить долгу — ступай на Волгу: или в бурлаки, или в разбойники», говорит старинная пословица о жителях Юрьевского уезда. В бурлаки, чтобы тащить вверх по течению тяжелые баржи, ежегодно нанималось до 15 тысяч местных жителей. Разбойничье ремесло тоже многих привлекало: знаменитый атаман Илейка Муромец, сподвижник Болотникова, был разбит под самыми стенами городка, а слава разбойничка Чуркина и атамана Асафа, в честь которого названы пригородные горы, до сих пор отзывается в местных байках и рассказах о кладах.

 

Очень развит был здесь и судовой промысел: юрьевчане занимались строительством деревянных судов. В юрьевецкой округе производилось в год до сотни разнообразных судов.
В 1812 году юрьевчане принимают активное участие в войне с Наполеоном. По документам, находящимся в краеведческом музее города они сформировали ополчение из 810 человек и собрали деньги в фонд общенародной борьбы с завоевателем.

В эпоху Петра I, когда вводилось административное деление страны на губернии, Юрьевец с 1708г. оказался в составе Казанской губернии. А с 1778 г. его включили на правах уездного города в Костромское наместничество, преобразованное в 1796—1797 гг. в Костромскую губернию. В её составе Юрьевец значился вплоть до Октябрьской революции 1917 г., а после стал относиться к Иваново-Вознесенской губернии.

Уже в 1795 г. город имел регулярную планировку с главной площадью. Были построены дом городничего, городское управление, казначейство, Богоявленская церковь начала XVIII в.; позднее, в самом центре — ансамбль старого (1806) и нового (1825—1833) Входо-Иерусалимских соборов, Рождественская церковь (1815).

На рубеже XIX—XX вв. Юрьевец мало чем отличался от других провинциальных российских городов. Часть ремёсел и промыслов юрьевчан традиционно была связана с Волгой. Мастерству и трудолюбию речников, судовщиков, ловцов рыбы, перевозчиков город-порт обязан своей достойной репутацией. Уже в XIX в. с появлением пароходства в Юрьевце существовало шесть пароходных компаний, которые ежегодно перевозили до 4 млн пудов груза. Город превратился и в торгово-промышленный центр, славившийся мастерами кузнечного дела, токарями, плотниками, резчиками, а также льнопрядильной фабрикой (основанной костромским купцом Апполинарием Брюхановым), лесопильными заводами, и, чуть позднее, деревообрабатывающим комбинатом.

Большого индустриального значения, тем не менее, Юрьевец так и не приобрёл. Рост промышленности сдерживала проблема транспорта. Водный путь большую часть года был закрыт, гужевой транспорт не мог обеспечить всё возраставший объём перевозок. Город нуждался в железной дороге, но её так и не построили. Сначала помешала война, затем революция. Вот так Юрьевец постепенно утратил своё индустриальное значение, зато сохранилась и осталась нетронутой изумительная природа, которую перенесли на свои полотна известные художники Лансере, Бенуа, Саврасов, Левитан (он написал здесь «Вечерний звон», «Тихую обитель» и др.). Они так любили эти места!

В советское время Юрьевцу грозило полное уничтожение из-за строительства Горьковского водохранилища, но благодаря горожанам, которые не побоялись написать самому И.В.Сталину, город удалось сохранить, правда, заплатив достаточно дорогую цену: вокруг Юрьевца построили водозащитную дамбу, пришлось затопить некоторые церкви и монастыри, оставшиеся теперь только на картинах художников, утратила свою первоначальную красоту набережная.

С Юрьевецкой землёй связано немало известных в русской истории имён…

Когда-то на Волге близ Юрьевца бывали Ермак и Степан Разин, позже — К.Минин и Д.Пожарский, и уж совсем, по историческим меркам, недавно здесь жили во время эвакуации в годы войны режиссёры А.Роу и А.Тарковский. В Юрьевце родились и выросли известные архитекторы братья Л.А., В.А. и А.А.Веснины, работали химики Реформатские. Этот древний город — один из городов Золотого кольца России — и сегодня привлекает к себе внимание путешественников, туристов, краеведов, историков — всех, кто верит в возрождение России и стремится вернуть городу былую славу.

Ещё одна интересная страница истории города связана с именем нижегородского священника Аввакума. Он был сослан сюда в 1652 г. и наречён протопопом. Своими обличениями Аввакум за короткий срок восстановил против себя не только мирян, но и духовенство, и уже через восемь недель все завершилось так: «Дьявол научил попов, и мужиков, и баб, пришли к Патриархову приказу, где я дела духовные делал, вытаща меня из Приказа собраньем — человек с тысячу и с полторы их было — среди улицы били батожьем и топтали, и бабы били рычагами, грех ради моих замертво убили и бросили меня под избяной угол». После сего прискорбного инцидента знаменитый протопоп Аввакум в Юрьевце больше не появлялся — Ему пришлось тайно бежать, оставив семью. Позже, по иронии судьбы, Юрьевец стал одним из центров старообрядчества.

В совсем другую эпоху мелкий менеджер Санкт-Петербургского газового общества Павел Беляев — поклонник идей французского социалиста Фурье — написал письмо Александру II и попросил поддержки для организации в своем родном Юрьевце социалистической коммуны-фаланстера. Эта затея кончилась Шлиссербургской крепостью, но впечатление о юрьевчанах как о людях решительно необычных лишь укрепилось.

Сейчас Юрьевец включён в список 115 древнейших городов России, в которых ограничено промышленное строительство. Старинные каменные и деревянные дома, церкви делают Юрьевец настоящим городом-музеем под открытым небом.

Любителям русской истории и путешественникам по России рекомендую посетить сайт http://www.yurevets37.ru/

Очень красивый  фильм о родном и милом сердцу городе создала Татьяна Голубева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *