Нижегородская область        01 марта 2020        3930         3

Городец — город мастеров

Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. В этом он не имеет себе равных в Нижегородской области. Сейчас в Городце и окрестностях возрождаются и развиваются промыслы и ремёсла, казалось, давно утраченные. Пройдя через многие века, они сохранили традиции прикладного народного русского искусства.

Городецкая роспись

Самым значительным видом народного искусства заслуженно считается изумительная городецкая роспись, отразившая творческие силы народа. Городецкая роспись произошла от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Так, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

городецкая роспись
Городецкая роспись
Фото: kopilkaurokov.ru

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Городецкая роспись своеобразна, поэтому спутать с какой-то другой её трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Резьба по дереву

Городецкая роспись и резьба первоначально возникли в среде плотников-корабелов, а потом перешли в крестьянскую архитектуру. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика. В городецкой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Неизвестные резчики работали наугад, полагаясь только на своё художественное дарование, а инструментами в их руках были всего-навсего стамеска и долото.

В Городецком краеведческом музее можно увидеть искусство городецких резчиков. В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы. Городецкая резьба удобно уселась на фронтонах зданий, на причалах и карнизах. Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на домах, словно украшенных тонким кружевом. Причём резьба не повторяется, на каждом доме она своя, имеет свой сюжет.

Самые вкусные пряники

Обычай выпекать пряники был широко распространен в Городце ещё в давние времена, исстари этому способствовало изобилие «бортевых угожий». Бортью называется пустота, выдолбленная в стоячем дереве для помещения диких пчёл, а бортничество — пчелиный промысел. В дремучих городецких лесах (до сих пор сохранилось место в Городце, называемое Кукушкина гора) было много ульев диких пчёл, дающих немало мёда. Жители занимались бортничеством — добычей мёда диких пчёл.

Развитие пряничного производства в Городце связано с хлебной торговлей. Ему содействовали большие базары, частые караваны судов по Волге, близость Нижегородской ярмарки. Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник был вкусен и красив внешне.

городецкий пряник
Так до сих пор выпекают городецкие пряники

Городецкие пряники были печатными. Народные мастера вырезали доски (своеобразный трафарет), на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи.

К концу XIX и начала XX веков в Городце насчитывалось шестнадцать пекарен. Оборудование было несложное: русская печь, несколько широких столов для раскатки теста, кадки с водой, печатные доски. Обливаясь потом, стояли у раскалённых печей пекари, поминутно вытаскивая противни, чтобы не поджечь пряники. Городецкие пряники, которые соперничали с тульскими и вяземскими, поставлялись купцами на восток в качестве подарков с Нижегородской ярмарки, на север к охотникам для обмена на меха, шли на ярмарки в Сызрань, Кинешму, и за границу — в Турцию.

С давних пор своеобразно отмечались различные события в жизни: пекли пряники в честь весны — «жаворонки», на встречу Нового года, свадебные, подарочные, именинные, юбилейные. Причём разные по величине: от размером с горошину до пуда весом.

Пряничное производство продолжает развиваться в Городце до сих пор. На базе кустарной артели «Красный пряничник» в 1957 году в Городце создали пищекомбинат. Сейчас пряники выпекаются в электрических печах, ручной замес теста заменили тестомесильные и формовочные машины.

Славится Городец и своим истинно русским чаем – иван-чаем. Иван-чай — это особый продукт. Он отличается от традиционных видов чая тем, что не содержит кофеина, не красит зубную эмаль, оздоравливает организм и повышает иммунитет.

Металлические кружева

С незапамятных времён в Городце занимались ковкой и литьём. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. В Петровскую эпоху, конец XVII – начала XVIII века, боярин Стрешнев получил центральную часть Городца в своё владение, построил здесь якорный завод. Ковка якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца. Якоря делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия валовым весом до 20 тысяч пудов.

надымник
Дымник на крыше городецкого дома

Далеко за пределы Нижегородской губернии шла добрая слава и о высоком качестве колокольных языков, отлитых на заводе боярина Стрешнева. Как вспоминают старожилы, городецкие колокола издавали оригинальный «малиновый звон», потому что при отливе добавляли серебро, чтобы они лучше, громче звучали. Рассказывают, что когда звонят все десять церквей, собор и монастырь, в Городце стоит сплошной гул разных мелодий. Особенно мелодично звонил колокол Троицкого собора, стоявшего на берегу Волги, там, где ныне поставлен бюст А.В. Ворожейкина.

В 70-80 годы XIX века возникло в Городце металлопроизводство. На литейном заводе К.В. Кузнецова производили металлические архитектурные украшения для домов. Завод Кузнецова не уступал предприятиям Урала. До сих пор сохранилась металлическая вязь, украшавшая жилые здания в Городце, и витые лестницы в купеческих особняках. Сейчас в Городце возрождается почти полностью утраченная профессия жестянщика, мастера по изготовлению изделий из жести. На фронтоне домов, дымников, на воротах, на входной двери, на водосточных трубах – всюду горят на солнце кружева из металла.

Покоряют красотой дымники, которые искусно делает городецкий мастер-художник. Они пользуются большим спросом у жителей Городца и района.

«Город-мастеров»

В 2009 году в Городце открылся чудесный музейно-туристский комплекс «Город мастеров». Он посвящён истории деревянного зодчества Нижегородской области периода XVI-XIX веков. Попадая в этот «город», как будто оказываешься в прошлом: скромные крестьянские постройки, дома зажиточных купцов, роскошный княжеский терем.

городе город мастеров
Музейно-туристский комплекс «Город мастеров»

В этом музее представлены различные экспозиции и мастерские, посвящённые народному художественному промыслу: роспись, вышивка, игрушка, резьба по дереву, пряничный промысел, гончарное искусство. В одном из залов музея можно попить знаменитый городецкий иван-чай с городецкими пряниками.

Адрес: Александровская набережная, д. 1, телефон (831-61) 9-40-84.

Режим работы: с 10 до 16.30 со вторника по пятницу, с 10 до 15.30 в субботу и воскресенье. Понедельник выходной день.

Экскурсии в Городец и другие центры народных промыслов Нижегородской области

Где остановиться в Городце

Booking.com

  Метки:
Обсуждение: 3 комментария
  1. Светлана Щипакина:

    Город мастеров.
    (1152)
    Древний город мой родной
    Был построен над рекой
    Волгой-матушкой широкой
    На горище* одиноком.
    А вокруг цветут поля,
    Пахнет клевером земля,
    Заповедные леса
    Подпирают небеса.
    Воздух легок и прозрачен,
    Чистый звук в нем не утрачен:
    В нем звенит капель дождей,
    И поет в тиши ручей,
    Слышен голос бубенцов
    От пасущихся коров.
    И в своем звенящем пенье
    Звук сливается с цветеньем
    Дивно пахнущих лугов
    И прохладой берегов.
    Вдохновенье от просторов
    Стихнет в душеньке нескоро.

    Если глянуть вдаль веков —
    От набегов чужаков
    Крепостные стены
    Были все сожжены.
    Но людские руки
    Не ведали злой скуки:
    Стены возводили
    И город возродили.
    И вскоре постепенно
    Ремесленное дело
    Вновь узнало славу —
    Им мастер горд по праву:
    Возрожденьем промыслов,
    Честных, добрых помыслов,
    И выпечкою хлеба
    Земля отцов окрепла.

    И сейчас мой город славен
    Кружевной резьбой у ставен;
    Городецкой росписью
    С виртуозной прописью*;
    Для пряденья — донцами;
    Пряничными досками
    С сказочным зверьем;
    Золотым шитьем;
    Деревянными игрушками,
    И глиняными свистушками.
    Весть о славных мастерах
    И на Волжских берегах
    И по всей России
    Бежит вперед красиво.
    И богат природой,
    Всей людской породой
    Городецкий край
    Как цветущий рай.

    В разливанье сочных трав
    И тенистости дубрав
    Можно лечь и отдохнуть,
    Веки чуточку сомкнуть
    И в природе раствориться —
    С ней душою подружиться,
    И представить мир прекрасным
    Этим днем бескрайне ясным,
    Что кругом на белом свете
    Так же ясен мир и светел.

    *Горище – гора (словарь Даля).
    *Пропись — первая стадия работы художника, нанесение основных элементов изображения, а также сам предварительный рисунок.

    Ответить
  2. Городецкая роспись существует с середины XIX века в районе города Городца. Ею украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и мелкие предметы обихода. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены . Жостовская роспись — народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов. Расписные металлические подносы появились в середине XVIII века на Урале, на металлургических заводах Демидовых в Нижнем Тагиле, Невьянске, Верх-Нейвинске, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать из металла в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и других. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для использования в качестве украшения.

    Ответить
  3. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка ) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде (ныне Крестецкий район Новгородской области). Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области .

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *