Затонувшая обитель

Была у Юрьевца своя  «Тихая обитель» — Троице-Кривозерский монастырь.

Монастырь был с трёх сторон окружён озёрами — Кривым (откуда и произошло его название), Змиевым и Лопённым. Он был основан около 1641 года монахом Симеоном. После екатерининской реформы получил официальное наименование «Троицкая Кривозерская заштатная общежительная мужская пустынь».

Возникновение обители относят к 1630-м гг., в грамоте Алексея Михайловича (1648) сказано, что «пустынька та зачалась внове по нашему указу. 

С появлением монастыря связана любопытная легенда. Жители Юрьевца Петр Сутырев и его товарищ, чье имя история не сохранила, стали свидетелями чуда: известный юрьевецкий юродивый Симон Блаженный ходил по волжским водам. Произошло это в 1594 г. Симон, заметив на берегу пораженных наблюдателей, предрек им, что ровно через 40 лет после его смерти, на месте против Юрьевца, где стояла огромная сосна, будет основан монастырь. Пророчество долгие годы передавалось из уст в уста среди местных жителей. К исходу предсказанного срока люди собрали нужные средства и в начале мая 1644 г. выстроили шатровую деревянную церковь Троицы. Она красиво располагалась на левом берегу Волги, посреди песчаного холма, поросшего соснами. За церковью вскоре соорудили деревянные кельи, покои настоятеля, Святые Ворота (главный вход в монастырь), другие необходимые постройки. Так сложился монастырский комплекс, получивший название Троице-Кривозерский. Троицким монастырь был наименован по главному храму, Кривозерским (Кривоезерским на старинный, церковнославянский лад) – по расположенному неподалеку озеру Кривое. В 1650 г. в обители появилась вторая церковь – святого Николая Угодника. Первые монастырские здания просуществовали более 100 лет.

Первоначально братия монастыря была невелика – всего 30 человек, в последующие годы число монахов не особенно превышало эту цифру. Спустя 90 лет в Кривозерье началось каменное строительство. За несколько лет до этого обитель обеднела, в ней осталось всего 6 монахов. Несколько раз монастырь грабили, а в 1781 г. сгорели дотла все деревянные постройки. Уцелела только икона Троицкой церкви с изображением Богородицы Иерусалимской, считавшаяся чудотворной. Однако замечательное место, где стояла обитель, привлекало монахов. В 1795 г. монастырь был возобновлен выходцем из Спасо-Валаамского монастыря Софронием, ставшим Кривоезерским игуменом. При нем резко активизировалось монастырское строительство, и теперь новые сооружения возводились уже в камне. Первым в 1795 г. был заложен большой пятиглавый собор Троицы, но из-за недостатка в средствах строился он долго и был освящен только в 1754 г. В течение 1790-х гг. в Кривозерье строятся колокольня, церкви святых Александра Невского и Антипия. Средства на строительство последней были внесены жителями посада Пучежа (ныне г. Пучеж Ивановской области). Тогда же возвели трапезную (столовую), корпуса келий и каменную ограду высотой около 3 м. Позднее, в 1827 г., в монастыре был возведен второй соборный храм во имя знаменитой святыни обители – чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери, очень чтимой монахами и местным населением.

Так окончательно сложился архитектурный ансамбль Троице-Кривозерского монастыря. Он был одновременно величественным и поэтичным. Старинные документы начала XIX в. отмечают, что панорама обители открывалась наблюдателю с востока на расстоянии 5 верст, с юга – 15-20 верст, с севера – 20-25 верст.

Были среди монахов Троице-Кривозерской обители свои иконописцы. Самым знаменитым среди них стал выдающийся русский художник рубежа XVII-XVIII вв. Кирилл Иванович Уланов. Долгие годы он работал в Оружейной палате в Москве, где и приобрел заслуженную славу иконописца. Впоследствии Уланов постригся в монахи под именем Корнилия. Судьба забросила его в дальнюю Кривозерскую обитель, где Корнилий продолжил занятия иконописью. Не случайно по описям церковных ценностей, составленным в начале ХХ в., в соборах Троице-Кривозерского монастыря хранилось не менее шести икон работы Уланова. Им же была расписана северная дверь иконостаса Троицкого храма. Некоторые старинные иконы, хранящиеся в фондах краеведческого музея г. Юрьевца, происходящие из разрушенного Кривозерского монастыря, искусствоведы приписывают кисти выдающегося мастера. Небольшой провинциальный городок по праву гордится тем, что его музей попал в список обладателей улановских икон наряду с Государственной Третьяковской галереей и другими крупными российскими музеями.

Троицко-Кривозерский монастырь дожил до Октябрьской революции 1917 г. В том же году обитель, как и многие другие монастыри, была закрыта. Монахов изгнали из родных стен, несколько человек из братии, опасаясь преследований, подались в бега, некоторые бывшие монахи переселились в город и ближайшие села, нашли работу и стали жить обычной мирской жизнью, как рядовые обыватели. В 1923 г. монастырь приспособили под тюрьму, где содержались в основном уголовники. В 1929 г. тюрьму закрыли, а помещение передали лесопильному заводу «Красный профинтерн» (бывшему заводу Э.Г. Брандта) под рабочее общежитие. Земельные угодья монастыря передали совхозу «Маяк».

В середине 30-х гг. бывший монастырь был затоплен в связи со строительством водохранилища, и вот уже много десятилетий над погибшей обителью равнодушно плещутся волны Горьковского моря. О 460-летней истории Троице-Кривозерского монастыря напоминают лишь большой крест, установленный на месте затопления обители совсем недавно, несколько икон в музеях, картины великого Левитана…

Образ Кривоезерского монастыря был использован Исааком Левитаном в двух картинах — «Тихая обитель» (1890) и «Вечерний звон» (1892).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *