Юрьевское ополье. Село Сима. Галицыны и Багратион

Дорогие друзья. Сегодня  я хочу продолжить рассказ об окрестностях Юрьева  — Польского. Есть такое маленькое село с интересным названием Сима. Село Сима находится в 18 км от Юрьева-Польского по дороге в  Переяславль-Залесский. С первого взгляда кажется, что ничего особенного в этом селе нет. Но…

Какие люди жили здесь!

Первое письменное упоминание о селе Сима встречается в писцовых книгах XV в.

«Село Сима на р Симке, а в нем храм Богоявления Господа и Бога нашего Иисуса Христа, колокольня деревянная, а в ней 2 колокола весу 30 пудов. В селе торг. Торгуют один день по пятницам»

Читать далее

Легенды Юрьева-Польского

 

В советское время, во времена гонений на церковь в Юрьев – Польском оставались открытыми для прихожан только два храма — в с. Новое и в с. Лыково.

С первым связана очень интересная история. Когда от храма отказались все священнослужители, никто не захотел брать от него ключи, вызвалась Татьяна Семеновна Мочалова. Ей было около 80 лет, и приехала она из Сергиева Посада, где один старец предсказал ей, что она нужна в этом месте. Вскоре и ей пришла повестка явиться с ключами от храма в Юрьев-Польский райисполком для их сдачи и закрытия храма. Читать далее

Достопримечательности Юрьева-Польского

Георгиевский собор.

История Георгиевского храма в Юрьеве-Польском начинается  в 1230 году с момента разрушения Святославом Всеволодовичем постройки  Юрия Долгорукова.

Легенда говорит, что князь Святослав призвал к себе артель каменщиков, строивших для великого князя Юрия Всеволодовича, и задал им такой вопрос:
— Можете ли вы поставить в моем граде храм, пусть поменее суздальского, но хочу, чтобы красою сво­ею он затмил бы все, что строили мой дядя, мой отец и мои братья? Читать далее

Юрьев-Польский

В бешеном темпе современной жизни  подавленный чрезмерно высокой плотной застройкой, чуть ли не задыхаешься  от выхлопных газов миллионов автомобилей. Подчас так  хочется хоть на краткое время пожить правильно и спокойно. И не  нужно жалеть о машине времени, можно просто приехать в какой- нибудь древний русский город, и лучше во Владимирскую землю с ее обилием красивых древних поселений, чарующих своей историей, архитектурой, чистотой воздуха, спокойствием, отсутствием толчеи, непотеряным русским колоритом.

Малые города Владимирской земли хранят большое количество историй  и чудес. Сегодня я хочу рассказать о небольшом городе Юрьев — Польском.

В 200 км от Москвы и 68 км к северо-западу от Владимира, на реке Колокша во Владимирской области, расположился уютный городок Юрьев-Польский. Он производит впечатление совсем  крохотного, однако же, его история  полна событиями, а камни мостовых помнят великих людей прошлого. Читать далее

Музеи Александрова. Часть III

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых 

 В начале ХХ века в Александрове жила Анастасия Цветаева, у которой часто и подолгу гостила старшая сестра, Марина.

В июне 1991 г. в бывшем доме учителя математики А. А. Лебедева, где когда-то жили Цветаевы, был открыт цветаевский музей. Его экспозиция создаёт поэтическую атмосферу «Серебряного века», а рассказ ведётся не от экспоната к экспонату, а от метафоры к метафоре. Для каждого посетителя без дополнительной оплаты проводятся экскурсии. За истекшие годы музеем собраны полноценные коллекции и фонды, носящие имя известных деятелей русской культуры: Марины и Анастасии Цветаевых, писательниц сестер Аделаиды и Евгении Герцык, писателя С. Я. Елпатьевского, выдающегося земского доктора С. Н. Масленникова и др.

При музее действует Зал камерной музыки, в котором ежегодно устраиваются многочисленные концерты и выставки.

Музейные экспозиции размещаются в двух домах лебедевской усадьбы, в перекрытых лотковыми сводами палатах здания бывшей фабрики Барановых и в крестьянском доме (д. Лизуново), в котором родился детский писатель автор повести «Стожары» Алексей Мусатов.

 

Адрес: Александровский р-н,

деревня Лизуново

Режим работы: ежедневно с 8.00 до 17.00

Музеи Александрова. Часть II

Александровский художественный музей 

Музей располагается в старинном купеческом особняке, построенном в 1873 — 1874 гг. в стиле неоклассицизма. Прилегающий к дому парк и ряд усадебных построек делают это место одним из красивейших в историческом центре города. Особняк принадлежал купцу II гильдии Алексею Михайловичу Первушину (1829 — 1902 гг.). Его гостеприимный дом был центром общения деловой и творческой элиты города.

В здании особняка открыты экспозиции о быте провинциального купечества кон. XIX — нач. XX вв., о творчестве александровских художников рубежа XIX — XX веков. Среди них К.П. Пынеев (передвижник, ученик В.Е. Маковского), династия Лавровских. Здесь же представлены неизвестные работы А. Д. Гончарова, В. Е. Маковского, К. А.Фишера.

В отдельно стоящем флигеле экспозиция «Привратницкая» рассказывает о крестьянской утвари и быте прислуги того времени. Там же открыт сувенирный салон.

В каретном дворе экспозиция «Лад» повествует о народных промыслах и художественных ремеслах Александровского района в исторической ретроспективе.

Усадьба Первушина

Адрес: ул. Советская, 16

Режим работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00

 Выставочный зал

Адрес: ул. Советская, 5

Режим работы: с 10.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00, выходные — понедельник, вторник.

Музеи Александрова Часть I

Музей рукотворного камня ВНИИСИМСа

Музей создан на базе  института, занимающегося выращиванием искусственных кристаллов кварца,  ВНИИСИМС (Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья). В его коллекцию вошли разновидности выращиваемых кристаллов, в том числе и уникальных, и с различными дефектами. Все они в дальнейшем стали основой выставочного фонда «Музея рукотворного камня», функционирующего с 1964 года.

Выставка имеет два раздела: коллекцию синтетических кристаллов и изделий из них и коллекцию природных самоцветов и горных пород.

Экспозиция рассказывает о методах Читать далее

Русский Икар

Распятская (иначе – Страстей Господних) церковь – колокольня высотой 56 метров хорошо видна издали, она возвышается над всем ансамблем Александровского кремля. Колокольня была возведена при Иване Грозном (скорее всего, в 1571г.), сразу после новгородского погрома.

    Во время реставрации колокольни, проведенной в 1945 году, выяснилось, что построенный ранее на этом месте храм обложен дополнительной кладкой и надстроен. Таким образом, до постройки колокольни на этом месте было другое сооружение, возведенное во времена Василия III, а именно – церковь во имя святителя Алексея, митрополита Московского.

      С этой церковью связано множество легенд. По одной из них, царь Иван Васильевич приказал построить церковь-колокольню сразу после жестокой расправы правителя над жителями Новгорода, как бы в знак памяти о тех событиях.

 В конце семнадцатого века к звоннице пристроили небольшое каменное сооружение. Внутри было всего четыре комнаты, одна из них сообщается с колокольней через небольшой проход. Согласно историческим документам, именно в этой постройке до 1707 года жила царевна Марфа Алексеевна. С тех пор пристройка носит название «Марфины палаты».

С Распятской церковью-колокольней связана старая легенда, согласно которой, она (колокольня) стала местом рождения отечественного воздухоплавания.

Холоп Никита построил крылья из дерева и птичьих перьев, прикрепив их воском. Старт планировалось произвести с самого высокого строения в Александровской слободе – Распятской колокольни.

Посмотреть на русского Икара собрались почти все жители слободы, даже сам Царь Иван Грозный вышел на улицу. При этом, он приказал убить Никиту, если тому не удастся совершить полет.

Холоп Никита взобрался на самый верх колокольни, надел самодельные крылья, оттолкнулся и … полетел. Если верить летописям, отечественный Икар преодолел высокую стену, пролетел еще не один десяток метров и, чудом оставшись в живых, приземлился на берегу реки Серой. Народ ликовал, поздравлял Никиту, да и сам человек-птица не мог поверить в успех.

Тем не менее, Иван Васильевич приказал казнить  холопа, объяснив это тем, что человек не может парить как птица. Царь решил, что сам смерд не мог придумать такого, значит, помогал ему в этом дьявол. За связь с нечистой силой Никите отрубили голову, а его тело отдали свиньям. По приказу царя крылья были сожжены после богослужения в той же самой Распятской церкви-колокольне.

Вторая легенда – уже современная. Говорят, что Иван Грозный частенько сам выступал звонарем. Бил в колокола, чтобы замолить грехи свои перед господом. И сегодня монашки современного Свято-Успенского монастыря, находящегося в стенах Александровой слободы, видят как «черный монах» поднимается на колокольню и бродит там неприкаянно.

Утерянная либерея?

Много лет привлекает  к себе внимание самая таинственная в мире библиотека – библиотека Ивана Грозного.  Была ли она? Куда исчезла?

Какие силы охраняют ее от любопытных глаз?

«Либерея» — так назвал библиотеку, замурованную загадочным царем Грозным в московском тайнике рижский бургомистр Франц Ниенштедт в своей Ливонской хронике.

После смерти первой супруги  Иван III взял в жены племянницу  последнего византийского императора Зою (Софию) Палеолог. В 1472 году, отправляясь в Россию, молодая царица привезла с собой несколько сотен бесценных томов: раритеты Александрийской библиотеки, книги морейских деспотов, древнегреческие сочинения.

По прибытии в Москву в Софья Палеолог увидела  последствия пожара Москвы 1470 года. Поняв, что книги могут стать лёгкой добычей огня, Софья распорядилась хранить их в подвале под  церковью Рождества Богородицы в Кремле. Строителем тайника был итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, специально приглашенный для этой цели в Москву. Читать далее

Александровский Свято-Успенский женский монастырь – место молитв и заточения

В прежние времена монастыри часто становились местом заточения людей, опасных для светской власти. Не избежал этой участи и Свято-Успенский женский монастырь. Он видел в своих стенах разных, в том числе родовитых и высокопоставленных узниц.

Первой особой царского рода среди монахинь Александровского Свято-Успенского женского монастыря стала великая княжна Марфа Алексеевна.

Царевна Марфа Алексеевна, сводная сестра Петра I, родилась в 1652 г. от брака царя Алексей Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской.   Читать далее