Ивановская область, История        10 мая 2018        944         0

Шуя: история древней столицы Белой Руси

О начале Шуи – города, или как выражаются древние грамоты, пригородка, придания говорят, что он является одним из самых древних городов и был некогда столицей Белой России. Само слово шуя на сарматском языке означает столица. Такое название дает повод думать, что в древние времена город был крупным и знаменитом.

Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, фино-угорские племена чудь и меря, и название его может происходить от финского слова «суо» – болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, шуя — славянское слово и означает «левая сторона». По течению реки Теза город действительно находится на левом берегу.

106Еще одно предание, сохранившиеся в устах народа, гласит, что посад Шуя известен был прежде под именем Борисоглебской слободы, получившей свое название от одноименной церкви, находившейся здесь.  Борисоглебская церковь находилась здесь до того времени, когда приспешник самозванца Лжедмитрия сжег её во время своего набега на Шую.

О Борисоглебской слободе есть легенда. Митрополит Московский Алексий, проезжая мимо селения в Золотую Орду для врачевания ханской жены, спросил бывших при нем людей: «Что это за место?». Ему ответили, что это Борисоглебская слобода. После этого он, обратясь к ней, будто бы благословил её следующими словами: «На месте сем возникнет и умножится богатством город Шуя».

Что город Шуя раньше назывался Борисоглебской слободой, доказывает и грамота Ивана Грозного, данная в 1574 году боярам Лазаревым. В этой грамоте говорится, что поместье Лазаревых находилось близ самой Шуи в «Борисоглебском или Шуйском стану», что означает одно и то же.

Во время разделения Руси на княжества Шуя сначала относилась к Ростовскому княжеству, а затем к Суздальскому. Считается, что потомки князей Суздальских, получив в удел Шую, стали называться князьями Шуйскими. Так, историк Устрялов, в своей родословной таблице князей Шуйских прямо производит их от князей Суздальских Василия Кирдяпы (1407 г.) и его сына Юрия. От последнего был сын Василий Юрьевич. Он-то первый и стал называться князем Шуйским.

Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна.

Церковь Спаса ПреображенияСтрадала Шуя, как и другие русские города, от врагов. В 1539 году в числе потерпевших от набега Казанского царя Сафа-Гирея упомянута была и Шуя — она была разграблена.

В 1548 году Царь Иван Васильевич Грозный отдал городок Шую в кормление боярину Игнатию Борисовичу Голохвастову, а в 1549 году после смерти Сафа-Гирея Иван Грозный предпринял поход на Казань, и один из его передовых полков собирался в Шуе из шуян.

В 1565 году, как известно из истории, Иван Васильевич Грозный разделил все государство на опричнину и земщину. Подозревая повсюду измены, для ограждения себя от них прибегнул к следующей мере:  девятнадцать городов, в том числе и Шую, с их волостями и доходами он объявил своей собственностью. Выбрал тысячу телохранителей из князей, дворян и боярских детей и дал им поместья в своих городах, а тамошних владельцев пересилил в другие места. А в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.

В XVII веке в Шуе было немало усадеб русской знати: бояр и князей Черкасских, князей Д. М. Пожарского, И. И. Шуйского, Г. С. Куракина, И. И. Гундорова, княгинь А. П. Скопиной-Шуйской и М. И. Борятинской и других. Большинство из них назывались «осадными дворами», поскольку представляли собой небольшие крепости, способные вести самостоятельную оборону. В августе – сентябре 1738 года в Шуе проживала дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Она любила охотиться в местных лесах.

Ремесленные традиции

герб ШуиВ 1781 году императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира. А в нижней части –  кусок мыла. Почему? Одним из самых древних местных промыслов считалось мыловарение. На Борисоглебскую ярмарку съезжались специально за шуйским мылом со всех концов Руси. Поэтому на шуйском гербе императрица повелела изобразить «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы».

Много было здесь и кожевенных, и овчинно-шубных мастерских. Ещё при Петре I шуяне начали выполнять заказы на изготовление полушубков и рукавиц для армии, на поставку кожи для казённых нужд. Зажиточные мастера не только имели городскую артель, но и развозили материал по деревням, где на них работали крестьянские семьи. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов около 1200 швецов (то есть портных), работавших в Шуе и уезде, еженедельно поставляли в армию до 15 тысяч полушубков.

На Всероссийской выставке кустарной промышленности в 1902 году обратили на себя внимание изделия мещанина из Шуи В. Н. Фролова. Он с небольшой артелью шил полушубки для флота, снабжал ими далёкий Сахалин, торговал в Москве и Петербурге, вывозил крупные партии в Польшу. Шкуры ездил закупать на Колывань, в Семипалатинск, Акмолинск. Годовая выручка его мастерской достигала почти 12 тысяч рублей. Ремесло было наследственным, семья занималась им более сорока лет.

Издавна Шуйско-Ивановский округ славился кустарным производством льняных тканей. Этим заинтересовался Пётр I. В 1720 году по его указу в соседнем с Шуей селе Кохме голландский мастер И. Тамес устроил первую полотняную мануфактуру. Часть денег дала казна, часть вложил сам Тамес, остальное добавило «кумпанство» местного купечества. Шуяне быстро оценили выгоды нового предприятия, и в 1755 году купец Я. Игумнов открыл полотняную фабрику в самой Шуе. Ему покровительствовал Р. Л. Воронцов, став Владимирским наместником. По преданию, он приезжал в Шую, чтобы наблюдать за развитием фабричных дел. За Игумновым последовали Шиловы, Корниловы, Носовы, Холшевниковы, и к середине XIX века в Шуе работало 17 различных ткацких фабрик и 8 ситценабивных. И в наше время шуйские ткани и изделия из них, производимые местными предприятиями, высоко ценятся.

Архитектурные традиции 

Архитектуру Шуи определяли храмы. К 1917 году в городе было двадцать церквей. Шедевром русского зодчества первой половины XIX века по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. Колокольня Воскресенского собораВ 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России весом 1270 пудов. Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М. А. Павлова. С 1991 года Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 года.

В 1922 году большевистские власти Шуи по указанию из Москвы приступили к изъятию церковных ценностей, в том числе освящённых предметов, непосредственно используемых священнослужителями при службах. 15 марта 1922 года прихожане и священники Воскресенского собора вышли на Соборную площадь, чтобы защитить собор от разграбления. Для подавления народного выступления власти применили военную силу. По людям, в том числе женщинам и детям, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян и среди них девочка-подросток были убиты на месте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *