Шуя: история древней столицы Белой России

106

О начале Шуи – города, или как выражаются древние грамоты, пригородка, придания говорят, что он  является одним из самых древних городов и был некогда столицей Белой России.  Само слово «Шуя» на сарматском языке означает Столица. Такое название дает повод думать, что в древние времена город был великим и знаменитом.

Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова «суо» – болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, наименование, вероятнее слово «Шуя»  славянское слово и означает «левая сторона». По течению реки Теза город действительно находится на левом берегу.

Еще одно  предание, сохранившиеся в  устах народа гласит,    что посад  Шуя известен был прежде под именем Борисоглебской слободы, получившей свое название от одноименной церкви, находившейся здесь.  Борисоглебская церковь  находилась здесь до того времени когда приспешник самозванца Лжедмитрия сжег ее во время своего набега на Шую.

О Борисоглебской слободе есть легенда, что Митрополит Московский  Алексий, проезжая  мимо селения в Золотую Орду для врачевания ханской жены спросил бывших при нем  людей : «Что это за место?»  Ему ответили, что это Борисоглебская слобода. После этого он, обратясь к ней, будто бы благословил ее следующими словами: «На месте сем  возникнет и умножится богатством город Шуя».

1901г.Вид с колокольни

Что город Шуя раньше назывался Борисоглебской слободой доказывает и грамота Ивана Грозного, данная в 1574 году боярам Лазаревым. В этой грамоте говорится, что  поместье Лазаревых находилось близ самой Шуи в «Борисоглебском или Шуйском стану», что означает одно и то же.

Во время разделения Руси на княжества Шуя  сначала относилась к Ростовскому княжеству, а затем к Суздальскому.  Считается, что потомки князей Суздальских получив в удел Шую, стали называться князьями Шуйскими.  Так историк Устрялов, в своей родословной таблице князей Шуйских , прямо производит их от князей Суздальских Василия Кирдяпы (1407г) и его сына Юрия. От последнего был сын Василий Юрьевич. Он – то первый и стал называться князем Шуйским.

Василий Шуйский

 Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна.

Страдала Шуя, как и другие русские города, от врагов. В 1539 году , в числе потерпевших от набега Казанского царя Сафа-Гирея, упомянута была и Шуя. Она была разграблена  свирепыми татарами.

В 1548 году Царь Иван Васильевич Грозный отдал городок Шую в кормление боярину Игнатию Борисовичу Голохвастову, а в 1549 году после смерти Сафа-Гирея Иван Грозный предпринял поход на мятежную Казань и один из передовых  его  полков собирался в Шуе из шуян.

В 1565 году, как известно из истории, Иван Васильевич Грозный разделил страну все государство на опричнину и земщину.  Подозревая повсюду измены, для ограждения себя от них прибегнул к следующей мере:  Девятнадцать городов, в том числе и город  Шую, с их волостями и доходами он объявил своей собственностью. Выбрал тысячу телохранителей из князей, дворян и детей боярских и дал им поместья в своих городах, а тамошних владельцев пересилил в другие места. Удивительно, почему царь Иван Грозный обратил внимание на небольшой тогда городок?

Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.

В 1609 году, в смутное для России время самозванцев, когда внутренние и внешние враги терзали Россию, Шуйские жители, как истинные сыны отечества, отказались  следовать постыдном примеру  Суздальцев, присягнувших Тушинскому самозванцу.  Они знали о последствиях своего отказа, но, несмотря на это, не испугались угроз беснующихся поляков и русских мятежников. Русские изменники и поляки излили всю ярость на город, не изменившему  своему законному царю Василию Ивановичу Шуйскому. Поляки сожгли Шуйский деревянный кремль с его башнями. Возглавлял  ополчение против поляков боярин Федор Иванович Шереметев.

Ф.И.Шереметев

В 1619 году Шуя вновь была разграблена и сожжена теперь уже литовцами.

В XVII веке в Шуе было немало усадеб русской знати: бояр и князей Черкасских, князей Д. М. Пожарского, И. И. Шуйского, Г. С. Куракина, И. И. Гундорова, княгинь А. П. Скопиной-Шуйской и М. И. Борятинской и т.д. Большинство из них назывались «осадными дворами», поскольку представляли собой небольшие крепости, способные вести самостоятельную оборону.

Внимание царствующего дома к Шуе и его жителям всегда было удивительным. Так, например, чтобы искоренить языческие обряды  горожан  царь Алексей Михайлович издал специальный указ, который направил    Шуйскому воеводе  Семену Змееву:  «А как к тебе ся наша грамота придет, и тыб  в Шуе по улицам, и по торжкам, и по кресцам и по переулкам велел кликати глашатаям, по многие дни, чтоб всяких чинов люди ныне и в предь  в новечи Рождества Христова коледы и усени не кликали и бесовских сквернословных песен ни коли не пели, и в субботу в вечер против Воскресных дней, и в праздники  бань  не топили, и в Воскресные же дни и по Господским праздникам платья не мыли, и блядни не творили, и матерно не бранилися, и пъяныеб люди всякого чина не ходили, и бород не брили, на качелях не качались, и до обедни в харчевнях не сидели, и по улицам не разносили, на игрища не сходилися, и всякою лаею (бранью) не бранилися. И за такие супротивные христианскому закону за неистовства быть от нас в великой опале и в жестоком  наказании». А в 1652 году, как бы в наказание, в Шуе произошел пожар, в результате которого сгорели многие посадские дворы, а церкви и гостиный  двор «Господь бог соблюл» . Часто еще придется восстанавливаться городу от великих пожаров.

Через  2 года шуйские жители поражены были ужасной смертоносной язвой. Памятником  этого несчастья служит часовня, сооруженная усилиями жителей при  Спасской церкви.

Церковь Спаса Преображения

Коснулись Шую и нововведения Петра I. Так в 1701 году Петр I велел переписать  все колокола  в церквях и монастырях, взвесить их и отправить в Москву для того, чтобы переплавить в новые пушки, в замен потерянных при  сражении со шведами под Нарвой в 1700 году.

Колокол 1904г

А через 3 года Петр I присылает грамоту, о том, чтобы «бороды  и усы брить, и платье носить немецкое».

В 1722 году, проезжая  через Владимирскую и Юрьевскую провинции в персидский поход, посетил и город  Шую. По рассказам современников, Петр посетил Шую  только с целью выполнить обещание и поклониться  иконе Шуйской Смоленской Богородицы, прославленной чудесами и некогда исцелившей  царя от тяжкой болезни.  Ходили слухи, что царь эту икону хотел взять в Москву. Но горожане упросили Государя не лишать их такой святыни, на что он охотно дал свой указ.

Икона Шуйской Богоматери

В августе – сентябре 1738 года в Шуе проживала дочь Петра Великого – Елизавета Петровна. Она  любила охотиться в местных лесах.

12 мая 1837 года Шуя осчастливлена была  посещением наследника Великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). При стечении многочисленного , со всех сторон стекшегося, народа  он прибыл в Воскресенский собор, где приложился к чудотворной иконе Смоленской Божьей Матери. Затем он осмотрел достопримечательности города и отправился в отведенную ему квартиру в доме почетных граждан братьев Киселевых. Переночевав, Великий князь Александр Николаевич одарил хозяина дома бриллиантовым  перстнем. Посетив еще одного богатейшего купца города Посылина, отправился цесаревич по тракту к селу Иваново. Сопровождал августейшую особу известны русский поэт Василий Андреевич Жуковский.

Одним из самых древних местных промыслов считалось мыловарение. На Борисоглебскую ярмарку съезжались специально за шуйским мылом со всех концов Руси. И когда в XVIII веке городам присваивали гербы, то на шуйском решили изобразить «в красном поле брус мыла, означающий славные, находящиеся в городе мыльные заводы».

В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира; в нижней части – «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы».

герб Шуи

Много было здесь и кожевенных, и овчинно-шубных мастерских. Ещё при Петре I шуяне начали выполнять заказы на изготовление полушубков и рукавиц для армии, на поставку кожи для казённых нужд. Зажиточные мастера не только имели городскую артель, но и развозили материал по деревням, где на них работали крестьянские семьи. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов около 1200 швецов (то есть портных), работавших в Шуе и уезде, еженедельно поставляли в армию до 15 тысяч полушубков.

На Всероссийской выставке кустарной промышленности в 1902 году обратили на себя внимание изделия мещанина из Шуи В. Н. Фролова. Он с небольшой артелью шил полушубки для флота, снабжал ими далёкий Сахалин, торговал в Москве и Петербурге, вывозил крупные партии в Польшу (шкуры ездил закупать на Колывань, в Семипалатинск, Акмолинск). Годовая выручка его мастерской достигала почти 12 тысяч рублей. Ремесло было наследственным, семья занималась им более сорока лет.

Издавна Шуйско-Ивановский округ славился кустарным производством льняных тканей. Этим заинтересовался Пётр I. В 1720 году по его указу в соседнем с Шуей селе Кохме голландский мастер И. Тамес устроил первую полотняную мануфактуру. Часть денег дала казна, часть вложил сам Та-мес, остальное добавило «кумпанство» местного купечества. Шуяне быстро оценили выгоды нового предприятия, и в 1755 году купец Я. Игумнов открыл полотняную фабрику в самой Шуе. Ему покровительствовал Р. Л. Воронцов, став Владимирским наместником. По преданию, он приезжал в Шую, чтобы наблюдать за развитием фабричных дел. За Игумновым последовали Шиловы, Корниловы, Носовы, Холшевниковы, и к середине XIX века в Шуе работало 17 различных ткацких фабрик и 8 ситценабивных.

И в наше время шуйские ткани и изделия из них, вырабатываемые местными предприятиями, высоко ценятся.

    Архитектуру  Шуи определяли храмы. К 1917 г. в городе было 20 церквей. Шедевром русского зодчества первой половины XIX века по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов.

Колокольня Воскресенского собора

В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М. А. Павлова. С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 г.

Воскресенский собор

В 1922 году большевистские власти Шуи по указанию из Москвы приступили к изъятию церковных ценностей, в том числе освящённых предметов, непосредственно используемых священнослужителями при службах. 15 марта 1922 года прихожане и священники Воскресенского собора вышли на Соборную площадь, чтобы защитить собор от разграбления безбожниками. Для подавления народного выступления власти применили военную силу. По людям, в том числе женщинам и детям, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян, и среди них девочка-подросток, были убиты на месте.

Славится город и своими особняками.

100 купеческий дом Особняк Павлова Парадная лестница в особнике Павлова

Богата Шуйская земля историей.  Все это можно увидеть в  коллекции Шуйского историко-художественного музея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *