Усыпальница масона

В начале XX века, в усыпальницу Казанского храма, были перенесены останки графа Чернышева. До этого момента они находились в Ильинской церкви села Ильинское — ещё одном  владении Чернышовых.

Усыпальница была расположена в самой западной части храма. Здесь, в помещении апсиды, начинался спуск в склеп, который закрывался большой съёмной плитой. Над местом погребения было установлено монументальное каменное надгробие, остатки которого сохранились до настоящего времени.

С этим надгробием произошла странная история, объяснить которую исследователи пока не могут. Оно было изготовлено известным швейцарским скульптором Александром Триппелем в его римской мастерской в 1786-1789 годах. Основу надгробия составляла большая пирамида в тёмной мраморной облицовке. У основания пирамиды находился постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями. Чуть выше был расположен мраморный блок полукруглой формы с фризовой аллегорической композицией в «античном стиле». На мраморном блоке был установлен саркофаг цветного мрамора, по обеим сторонам которого располагались две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу. И, наконец, венчало композицию замечательное портретное профильное изображение Чернышёва белого мрамора, расположенное в медальоне чёрного мрамора.

Интересным фактом является то, что практически ни одна из перечисленных выше частей композиции в усыпальнице установлена не была. В неё поместили только большую пристенную пирамиду и два овальных рельефных изображения у её основания.

Рельеф в «античном стиле» был заменён на простую мемориальную плиту, а портретное профильное изображение Чернышёва заменили на другое, работы Ф.И. Шубина.

Возможной причиной данного факта мог являться протест духовенства против постановки в церкви барельефа с изображением двух женских фигур с «нагими телами», а возможно, что заказчикам так понравились работы Триппеля, что они решили украсить ими парадные апартаменты дворца. Так, например, скульптуры Славы и Печали, были установлены в парковом вестибюле усадебного дома, а другие части его композиции использовались для украшения различных апартаментов дворцового комплекса. О высокой художественной ценности этих произведений лучше всего говорит тот факт, что в настоящее время все они находятся в музее Щусева в Москве.

Сегодня в усыпальнице возле установленной пирамиды в полу церкви проделана дыра, если заглянуть в неё — можно увидеть аккуратно под уклоном уходящий вниз слой земли и известняка.

В церковном подземелье стоит непроглядный мрак. После непродолжительного спуска, лаз переходит в достаточно просторную комнату с каменными стенами и тремя арками. Возможно, это и есть склеп графа Чернышева, варварски разорённый.

Если учесть, что масонство в России было «не совсем законно», то можно предположить, что это могло быть просто подземелье для тайных встреч масонов. Здесь возникает ощущение, что кладка в стенах относительно новая, и за ней могут срываться ходы, ведущие куда-либо ещё. Но это на данный момент так и остаётся загадкой, потому что разбирать кладку никто, естественно, не стал бы.

 Усадьбе Чернышёвых не повезло, здесь не был организован музей. Очевидно, по этой причине она разграблялась и разрушалась, постепенно приходя в полнейшее запустение, которое довершила война. Казанской церкви повезло несколько больше, хотя от разграбления не спаслась и она. Во время войны в западную часть храма попал снаряд, но здание устояло. После войны храм снова передали приходу и он оставался действующим до 1966 года, когда умер его последний настоятель. В начале 1970-х годов была предпринята попытка реставрации, главным итогом которой была починка крыши и замена нескольких несущих колонн.

 

В настоящее время храм закрыт и продолжает постепенно разрушаться, а все желающие могут в него попасть через разломанные решетки окон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *