Монастыри и храмы Старой Ладоги

В XV в. Ладога, как и Новгород, делилась на «концы». Их в описных книгах указано пять: Климентовский, Никольский, Спасский, Богородицкий и Семеновский.
Названия, вполне вероятно, связаны с церквями и монастырями, находящимися в этих концах или по соседству с ними. В разное время в Ладоге – «в городе» и на посаде – насчитывалось пять монастырей и восемь церквей.

В настоящее время в Старой Ладоге  кроме храмов в самой крепости остались: Никольский мужской, Свято-Успенский девичий  монастыри, Васильевский погост с храмом Василия Кесарийского(на месте Васильевского монастыря), Храм Рождества Ионна Предтечи.

 Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе (место, освещенное самим Андреем Первозданным)

Церковь Ионнаа Предтечи

На северной окраине села, на Малышевой горе, стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Первое  упоминание об этом монастыре встречается в источниках, датированных 1276 годом. Но, к сожалению, постройки того времени до наших дней не дошли. Нынешняя каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи с пределом св. Параскевы Пятницы и колокольней построена в 1695 г. на месте своей деревянной предшественницы.

 Церковь имеет придел во имя св. Параскевы Пятницы, а также трапезную, па­перть, колокольню. Все это — единый архитектурный комплекс, воздвигнутый в 1695 г. К монастырю благо­волила семья царя Бориса Годунова. На одном из коло­колов вылита надпись: «Лето 7112 (1604 г.) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном государе царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах, царевиче Феодоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Велико­го Новгорода и при настоящем игумене Дионисии».

До конца XVII века постройки монастыря, включая церковь, были деревянными. Как свидетельствуют источники, нынешний храм был воздвигнут в 1695 году на месте более древнего деревянного.

В ХVI-ХVII веках здесь бурлила жизнь. Малышева гора была местом проведения больших ежегодных ярмарок, начинавшихся в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и продолжавшихся целую неделю.

big

Но уже в первой половине XVIII века Ладога потеряла былое военно-стратегическое и торговое значение, что, в свою очередь, негативным образом отразилось и на монастыре. В 1764 году Ивановский монастырь, в котором на тот момент времени жило два человека – иеромонах Тихон и монах Иона, был упразднен, а церковь Рождества стала приходской.

Долгие годы Иоанновская церковь, была главным храмом Старой Ладоги. Но в советское время её закрыли. Вновь церковь передали прихожанам в 1991 году.

Сейчас она приписана к Никольскому монастырю и его насельники совер

     Есть интересная легенда, что Малышева гора, на которой стоит храм Рождества Иоанна Предтечи, освещена самим Андреем Первозванным. Настоятель храма отец Варфоломей убежден в этом. И его убеждения основываются на древних преданиях, в том числе и преданиях Валаамских монахов. По всей видимости, именно здесь, на Малышевой горе, поставил святой крест, в первом веке новой эры, путешествующий среди языческих племен, первый ученик Иисуса и один из его двенадцати апостолов, святой Андрей Первозванный.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь.

свято успенский монастырь 3

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год. Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами,

свято успенский монастырь 1свято успенский монастырь 2

больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь. Больничный корпус и домовая Крестовоздвиженская церковь возведены по проектам известного архитектора А.М. Горностаева в 1861-62 гг.

Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Этот самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Собор полностью сохранился. Он имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту – более 19 м, и мог вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако, роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.

История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. В 1718 году сюда из Суздальского Покровского монастыря была переведена монахиня Елена, которая ранее была известна под именем Евдокии Федоровны Лопухиной, имевшей неострожность стать супругой царя Петра.

Евдокия

После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Распорядился об этом А.Д. Меншиков, руками Екатерины I ( а еще точнее — Елизаветы Петровны — ведь именно ее подпись украшала указы Екатерины). Охранял монахиню военный караул. Доступ в обитель был ограничен, а новые постриги не производились вообще. Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие.. После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Распорядился об этом А.Д. Меншиков, руками Екатерины I. В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии на берегу речки Грубицы — в отдалении от основных построек монастыря.

От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок.

Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов. Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди.

До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. При монастыре была школа. Монастырское кладбище не сохранилось, последние сохранившиеся захоронения были снесены при реставрации Успенского собора. У алтарной части собора была похоронена игумения Евпраксия, ныне могила ее утрачена. Справа от алтаря сохранилось лишь надгробие на могиле игумении Дионисии (1799-1895), которая настоятельствовала в обители 39 лет и 7 месяцев.

До 1917 года в Санкт-Петербурге, на углу Петергофского и Нарвского проспектов было подворье монастыря, с благолепным Успенским храмом.

Староладожский Никольский мужской монастырь.

никольский собор

Старо-Ладожский Свято-Никольский монастырь находится в 140 км от Санкт-Петербурга. Считается, что его основал князь Александр Ярославович после Невской битвы, прославившей его и русское войско. Обитель посвящена ратникам, погибшим в боях со шведами. Никольский мужской монастырь действует и по сей день. Монастырь упоминается в летописях — с 1499 года. Однако в ходе раскопок 1971-1972 годов под сохранившимся Никольским храмом постройки XVII в. были обнаружены остатки собора XII столетия, т.е. ещё более раннего времени. В 1611 году в Никольском Старо-Ладожском монастыре нашли приют многие валаамские иноки после разрушения шведами Валаамского монастыря. Однако и сам Никольский монастырь был разрушен почти од основания войсками Якоба Делагарди, шведского полководца французского происхождения.

Никольский монастырь

Впоследствии монастырь был восстановлен, но уже не в таком величии, как ранее. Из высоких посетителей обитель удостоила своим пребыванием в 1747 году, проездом через Зеленецкий монастырь в Тихвин, императрица Елизавета Петровна с наследником престола великим князем Петром Феодоровичем и с супругой его великой княгиней Екатериной Алексеевной. Однако того, во время царствования Екатерины II, когда проводилась массовая секуляризация монастырских земель, обитель была упразднена в 1771 году.
В начале XIX века жители Старой Ладоги обратились с ходатайством к Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу с просьбой о восстановлении Никольского монастыря. Только в 1811 году, при царствовании внука Екатерины II — Александра I монастырь был восстановлен и получил статус самостоятельной обители. После возобновления монастыря в нем открылось уездное училище для образования детей новоладожского духовенства и причетников, а в 1841 году — училище «для поселянских детей», преобразованное в 1862 году в бесплатную школу. В этой школе учились дети окрестных крестьян. Учеников обучали грамоте, счету, чистописанию, а также катехизису и Священной истории.

Храмов в монастыре было два: соборный, во имя святителя Николая Чудотворца (дата постройки: между 1250 и 1300 гг.), и во имя святителя Иоанна Златоуста (дата постройки между 1860 и 1872 гг. Архитектор: А.М. Горностаев).

Церковь Ионна ЗлатоустаЦерковь Ионна Златоуста 1

Между собором святителя Никольским и церковью св. Иоанна Златоуста возвышается трехъярусная каменная колокольня.

03302_20080521_013052

Она построенная в середине XVII века, упоминается уже в 1680 годах. В верхнем ярусе башни — восемь открытых арочных проемов, где размещались колокола. Самый большой — стопудовый, был подвешен над центром площадки. Колокольня была одновременно и часовой башней, имела железные часы с боем, которые в 1754 году, незадолго перед закрытием и упразднением монастыря, были вытребованы в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Церковь Василия Кесарийского

На восточном берегу Волхова, прямо напротив Крепости, просматривается церковь Василия Кесарийского, некогда центрального сооружения Васильевского монастыря.

Напротив крепости, на правом берегу Волхова, стоял Васильевский мужской монастырь, большинство построек которого были деревянными. В Смутное время монастырь подвергся опустошению и разрушению, а в 1618 г. здесь поселились восемь валаамских монахов, изгнанных шведами с постоянного места жительства.

Церковь Василия Кесарийского

Каменная церковь Василия Кесарийского в 1620-е гг. стояла «осыпавшаяся», а братия вынуждена была проводить богослужения с лучиною. В 1666 г. храм развалился до основания, и через 20 лет на его месте на средства воеводы Т. И. Бестужева был построен новый, существующий и сейчас. В конце XVII в. в монастыре осталось всего два монаха. В 1764 г. обитель упразднили, а церковь стала приходской.

Источник во имя Св.Параскевы Пятницы в Старой Ладоге.

 istochnik-paraskeva-ladoga

Источник является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области да и, пожалуй во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних — XVI века

у источника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *