Достопримечательности, Ленинградская область        19 мая 2018        817         1

Монастыри и храмы Старой Ладоги

В XV веке Ладога, как и Новгород, делилась на «концы». Их в описных книгах указано пять: Климентовский, Никольский, Спасский, Богородицкий и Семеновский. Названия, вероятно, связаны с церквами и монастырями, находящимися в этих концах или по соседству с ними. В разное время в Ладоге насчитывалось пять монастырей и восемь церквей.

Сейчас в Старой Ладоге, кроме храмов в самой крепости, осталось еще несколько: Никольский мужской и Свято-Успенский девичий монастыри, Васильевский погост с храмом Василия Кесарийского (на месте Васильевского монастыря) и храм Рождества Ионна Предтечи.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе

Церковь Ионнаа ПредтечиНа северной окраине села, на Малышевой горе, стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Первое упоминание об этом монастыре встречается в источниках, датированных 1276 годом. Но, к сожалению, постройки того времени до наших дней не дошли. Нынешняя каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи с пределом святой Параскевы Пятницы и колокольней построена в 1695 году на месте своей деревянной предшественницы.

Кроме придела и колокольни, церковь имеет трапезную и па­перть. Все это — единый архитектурный комплекс. К монастырю благоволила семья царя Бориса Годунова. На одном из коло­колов вылита надпись: «Лето 7112 (1604 год) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном государе царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах, царевиче Феодоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Велико­го Новгорода и при настоящем игумене Дионисии».

big

В ХVI-ХVII веках здесь бурлила жизнь. Малышева гора была местом проведения больших ежегодных ярмарок, начинавшихся в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и продолжавшихся целую неделю. Но уже в первой половине XVIII века Ладога потеряла былое военно-стратегическое и торговое значение, что, в свою очередь, негативным образом отразилось и на монастыре. В 1764 году Ивановский монастырь, в котором на тот момент жило два человека – иеромонах Тихон и монах Иона, был упразднен, а церковь Рождества стала приходской. Долгие годы Иоанновская церковь была главным храмом Старой Ладоги. Но в советское время её закрыли. Вновь церковь передали прихожанам в 1991 году.

Местная легенда, что Малышева гора, на которой стоит храм Рождества Иоанна Предтечи, освещена самим Андреем Первозванным. Именно здесь, на Малышевой горе, в I веке новой эры поставил святой крест путешествующий среди языческих племен первый ученик Иисуса и один из его двенадцати апостолов, святой Андрей Первозванный.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

свято успенский монастырь 3Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год.

Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь. Больничный корпус и домовая Крестовоздвиженская церковь возведены по проектам известного архитектора А. М. Горностаева в 1861-1862 годах.

Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор. Этот самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Собор полностью сохранился. Он имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту – более 19 м, он может вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERAИстория монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. В 1718 году сюда из Суздальского Покровского монастыря была переведена монахиня Елена, которая ранее была известна под именем Евдокии Федоровны Лопухиной, ставшей супругой царя Петра. После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Охранял монахиню военный караул. Доступ в обитель был ограничен, а новые постриги не производились вообще. Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие. В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии на берегу речки Грубицы — в отдалении от основных построек монастыря. От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок. Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов.

Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди.

До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. Монастырское кладбище не сохранилось, последние захоронения были снесены при реставрации Успенского собора. У алтарной части собора была похоронена игумения Евпраксия, ныне могила её утрачена. Справа от алтаря сохранилось лишь надгробие на могиле игумении Дионисии (1799-1895), которая настоятельствовала в обители 39 лет и 7 месяцев.

До 1917 года в Санкт-Петербурге, на углу Петергофского и Нарвского проспектов, было подворье монастыря, с благолепным Успенским храмом.

Староладожский Никольский мужской монастырь

Никольский монастырьСтароладожский Свято-Никольский монастырь находится в 140 км от Санкт-Петербурга. Считается, что его основал князь Александр Ярославович после Невской битвы, прославившей его и русское войско. Обитель посвящена ратникам, погибшим в боях с шведами. Никольский мужской монастырь действует и по сей день.

Монастырь упоминается в летописях с 1499 года. Однако в ходе раскопок 1971-1972 годов под сохранившимся Никольским храмом постройки XVII века были обнаружены остатки собора XII столетия, то есть ещё более раннего времени. В 1611 году в Никольском Староладожском монастыре нашли приют многие валаамские иноки после разрушения шведами Валаамского монастыря. Однако и сам Никольский монастырь был разрушен почти до основания войсками Якоба Делагарди, шведского полководца французского происхождения. Впоследствии монастырь был восстановлен, но уже не в таком величии, как ранее.

03302_20080521_013052В 1747 году в обители побывала императрица Елизавета Петровна с наследником престола великим князем Петром Феодоровичем и с супругой его великой княгиней Екатериной Алексеевной. А в 1771 году, во время царствования Екатерины II, обитель была. В начале XIX века жители Старой Ладоги обратились с ходатайством к Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу с просьбой о восстановлении Никольского монастыря. И только в 1811 году, при царствовании внука Екатерины II Александра I монастырь был восстановлен и получил статус самостоятельной обители. После возобновления монастыря в нем открылось уездное училище для образования детей новоладожского духовенства и причетников, а в 1841 году — училище «для поселянских детей», преобразованное в 1862 году в бесплатную школу. В этой школе учились дети местных крестьян. Их обучали грамоте, счету, чистописанию, а также катехизису и Священной истории.

Храмов в монастыре было два: соборный, во имя святителя Николая Чудотворца (вторая половина XIII века), и церковь во имя святителя Иоанна Златоуста (1860-1872). Между ними возвышается трехъярусная каменная колокольня. Она построенная в середине XVII века. В верхнем ярусе башни восемь открытых арочных проемов, где размещались колокола. Самый большой — стопудовый, был подвешен над центром площадки. Колокольня была одновременно и часовой башней, имела железные часы с боем, которые в 1754 году, незадолго до закрытия и упразднения монастыря, были вытребованы в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Церковь Василия Кесарийского

Церковь Василия КесарийскогоНа восточном берегу Волхова, прямо напротив крепости, стоит церковь Василия Кесарийского, некогда центральное сооружение Васильевского монастыря. Напротив крепости, на правом берегу Волхова, стоял Васильевский мужской монастырь, большинство построек которого были деревянными. В Смутное время монастырь подвергся опустошению и разрушению, а в 1618 году здесь поселились восемь валаамских монахов, изгнанных шведами с постоянного места жительства. Каменная церковь Василия Кесарийского в 1620-е годы стояла «осыпавшаяся», а братия вынуждена была проводить богослужения с лучиною. В 1666 году храм развалился до основания, и через 20 лет на его месте на средства воеводы Т. И. Бестужева был построен новый, существующий и сейчас. В конце XVII века в монастыре осталось всего два монаха. В 1764 году обитель упразднили, а церковь стала приходской.

Источник во имя Святой Параскевы Пятницы

istochnik-paraskeva-ladogaИсточник является древнейшим из известных на территории Ленинградской области да и, пожалуй, во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних — XVI века.

 

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. izbircom2011.ru:

    В XV веке храм был православным центром Богородицкого района Ладоги. Вплоть до XVI века не имеется никаких письменных свидетельств, дающих возможность судить об облике собора.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *