Кинешма: история города

Кинешма — этот небольшой старинный город со странным  названием расположился в зоне так называемой «Волжской Швейцарии» в прекрасной лесной зоне и на живописном берегу Волги в 400 км северо-восточнее Москвы и в 100 км от Иваново. Точного перевода гидронима «Кинешма» не существует, он относится к числу загадочных названий населенных пунктов.  Около четырёх тысяч лет назад на этих землях  жили предки финно-угорской группы племен – меря и чудь. Специалисты по финно-угорским языкам переводят «Кинешма», как «Пенная (река)», «Глубокая вода», «Спокойная гавань», «Каменное зерно, спрятанное в болотах»…

Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 г. в связи с татаро-монгольским нашествием. Кинешма наряду с Костромой, Плёсом, Солдогой и Лухом подверглась опустошению ордами казанского хана Махмут-Хази. Этот факт свидетельствует о том, что Кинешма в начале XV века была уже значительным поселением. Татары превратили Кинешму в пепелище и развалины. Ещё не раз пришлось кинешемцам возрождать своё поселение. Были ещё набеги татар,  не раз ещё приходила в Кинешму моровая язва. Но стоек в беде русский человек, хотя не балует его ни сама жизнь, ни природа.

В 1466 году  бежали вниз по Волге мимо Кинешмы торговые суда «Офонасия Тферитянина и Василия Панина».

В 1482 году Иван III, царь всея Руси, пожаловал Лух, Кинешму и Вичугу князю Фёдору Ивановичу Бельскому в качестве подарка по случаю сочетания браком князя с рязанской княжной Анной, родной племянницей царя. В дарственной говорится: «А что есмы пожаловал князя Ф.И. Бельского, дал есмы ему в вотчину город Лух, да волости — Вичугу да Кинешму…» (Ф.И. Бельский был потомком польских и литовских королей).

Бельские владели Кинешмой около ста лет, а потом Кинешма снова «отошла на государя».

Прошло уже пять столетий, а так и сохранилось название части города — Беловская.

Будучи вотчиной Московского князя, Кинешма стала рыбной слободой, поставлявшей живую рыбу к царскому двору. К славе рыбных ловцов прибавилась слава кинешемских соляников, выпаривавших соль из воды, добываемой из недр земных. С топливом затруднений не было, — дремучие леса окружали Кинешму со всех сторон.

После того, как в 1536 -1537 годах Кинешма вторично пострадала от казанских татар, в городе возводятся укрепления — насыпается вал, а на нём сооружается крепостная стена. Учитывая рельеф местности,  крепостная стена, начинаясь от волжского обрыва, проходила на юг по левой стороне современной улицы Фрунзе (бывшей Овражной), пересекала улицу Ленина и по обрыву, хорошо заметному и в настоящее время, поворачивала на восток. Далее, несколько не доходя до улицы Рылеевской, поворачивала на север — к Успенскому собору, а потом — по волжскому обрыву — на запад, до улицы Фрунзе.

В городской стене были ворота. Одни в западной её части, другие — в восточной, давая выход на торговую площадь. Между укреплённой частью города и рекой Кинешемкой располагался посад, где проживала большая часть горожан, в большинстве ремесленников.

При разделении России на земщину и опричнину Кинешма и её окрестности были отнесены к опричнине. В это время Кинешма была важным, имеющим большое экономическое значение, населённым пунктом. «Она сама являлась центром, к которому «тянуло» население окрестных селений на довольно обширном пространстве. Вполне возможно, что Кинешма и Вичуга некоторое время оставались самостоятельными административными единицами в виде волостей» (Н. Виногорадов, «Кинешемские писцовые книги как один из важных источников по изучению местного края»).

Действия опричнины и войны привели к тому, что центральные области государства, в том числе и Кинешемский край, запустели. До 40% пашни превратилось в запущенные, необрабатываемые земли. Люди бросали насиженные места и разбегались. Бежали в заволжские леса, бежали на юг в Дикое поле.

Период больших героических битв Кинешма переживала в начале ХVII века. Кинешемское ополчение под руководством воеводы Федора Боборыкина внесло свою лепту в дело защиты Руси в 1609 году во время польско-литовской интервенции.  Тогда, в XVII веке, Кинешма именовалась посадом, — так называлось на Руси торгово-промышленное поселение под стенами крепости. Восточная граница крепости проходила по валу, на котором выстроены Красные торговые ряды. Здесь были главные городские ворота — они выходили на Посадскую площадь. На ней и произошла кровопролитная битва кинешемцев с польским отрядом пана Лисовского в мае 1609 года.

Кинешемское ополчение, пополненное поселянами и ополчением из Решмы готовилось выступить навстречу неприятелю. Лисовский во главе значительного по численности (около 2000 чел.) хорошо вооружённого отряда появился под Кинешмой. В двух верстах от города по Лухскому тракту (ныне улица Вичугская) произошла первая «сшибка». Бой был жестоким. В этом бою погиб славный кинешемский воевода Боборыкин. Его гибель внесла расстройство в ряды немногочисленных защитников, и ополчение отступило к реке Кинешемке, где, несколько собравшись, снова вступило в бой с интервентами и опять потерпело поражение. Ополчение отступило к городу и остановилось на Базарной площади. Здесь произошёл последний бой. Он был упорным и жестоким, но одолеть противника не хватило сил. Ополчение почти полностью погибло. Интервенты через восточные ворота, выходившие на торговую площадь, ворвались в город.

По обычаю того времени при нашествии «поганых» всё священное, общественно важное, всё достояние общественное и частное сносилось в собор на хранение. В соборе находили защиту женщины, дети, люди преклонного возраста. Так же поступили и кинешемцы — часть жителей укрылась в соборе, часть — в лесах, близко подступавших к городу. Интервенты ворвались в город. Они и предположить не могли, что сопротивление немногочисленного ополчения будет таким упорным и столь самоотверженным. Видя свои потери на подступах к городу (в их отряде погиб каждый четвёртый), интервенты ожесточились, а, ворвавшись в город, убивали каждого встречного. Начались грабёж, разбой, насилие. Не имея возможности быстро и беспрепятственно проникнуть в собор, они сожгли его вместе с укрывшимися в нём людьми.

В писцовых книгах за 1629 год сказано: «Да на городище же место церковное, что была вторая церковь, соборная же Преображение Спасово и теде церковь сожгли литовские люди».

Так жители небольшого волжского города доказали, что, как пишет Н.М. Карамзин, «не изменою, не бегством должно спасать Отечество, а кровию; что великодушная смерть лучше жизни срамной».

  Битва была проиграна. Оставшиеся в живых жители похоронили павших в братской могиле на площади. Над местом захоронения был водружен деревянный крест, а потом построена часовня. Более трехсот лет в день битвы проходила здесь панихида по убиенным, принимали присягу солдаты, отсюда уходили на войны кинешемские ополченцы.

В память об этом героическом периоде истории Кинешмы на месте братских могил построены две каменные часовни. Они сохранились до нашего времени.

29 мая 1779 г. согласно указу сената Кинешме был пожалован герб. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера — принадлежность всех городов Костромской губернии, а в нижней части на зеленом поле — «два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг».


Полотняное производство успешно развивалось в Кинешме с начала ХVIII века и исключительно на местном сырье, ориентировалось на заграничные рынки. К середине XIX века от былой цветущей полотняной промышленности в Кинешме не осталось и следа. Однако в преддверии развития хлопчатобумажной, химической, мукомольной и деревообрабатывающей промышленности, когда фабриканты Морозовы, Коноваловы, Миндовские, Разореновы, Севрюговы, Скворцовы, Бакакины, Кокоревы строили в Кинешме и ее округе новые предприятия, широко, бойко велась торговля, особенно во время ярмарок, которые славились по всей Волге.

 Дважды в год в Кинешме проходили эти ярмарки. В Тихонов день, 16 июня (по ст. ст.), начиналась Тихоновская, другая, более значительная ярмарка — Крестовоздвиженская — начиналась 14 сентября (по ст. ст.) и продолжалась вплоть до октября. Архитектура площади соответствовала требованиям торговли. На ней стояли три больших каменных корпуса, называвшиеся торговыми рядами. Они сохранились до сих пор, и создают неповторимый архитектурный облик центра города.

Яркий и веселый ярмарочный мир исчез в ХХ веке. Исчез не сразу, еще в 20-е гг. по традиции приезжали в те же сроки со своим товаром крестьяне, строились карусели, выступали раешник и Петрушка.

В настоящее время Кинешма — второй по величине город области. Возникший в глубокой древности как меновой пункт мерян, со временем он превратился в славянское рыбацкое поселение-слободу, позднее — в посад и, наконец, в город, ставший в 1616 году центром уезда.

За всю многовековую историю Кинешма пережила и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и две мировые войны, и многочисленные пожары и эпидемии. И всё же город не кажется старым и захудалым. Он шагает в ногу со временем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *