Жемчужина Русского Севера. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Соловецкие острова – особое место в нашем Отечестве. В них как будто отразилась история всего Русского севера. Безуспешно осаждали их иноземцы, оказывались они и оплотом старообрядчества, и разоряемы были своими же русскими… А в ужасные 30-е годы XX века по стране гуляла поговорка: «Сегодня на Соловках – завтра по стране».


Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

Спасо-Преображенский монастырь на Соловецких островах – один из самых известных в России.

Соловецкие острова (Соловки) расположены в северной части Онежской губы на Белом море. Климат здесь суровый, ежегодно на несколько месяцев острова лишаются связи с большой землей, но в огромных лесах много различных диких ягод, а озера и море изобилуют рыбой. Уединенность Соловецких островов и привлекла сюда старца Савватия, ученика Кирилла Белозерского. Весте со старцем монахом Германом они с 1429 г. в течение шести лет отшельничали на Большом Соловецком острове, лишь изредка наведываясь на материк за продуктами и предметами первой необходимости. Во времена одной из такой отлучки Германа Савватий заболел и в одиночку добрался до поморского берега. Вскоре он умер (1435г.) недалеко от устья небольшой речки Выг. Старый Герман, познакомившись с монахом Зосимой, рассказал ему о шестилетнем отшельничестве на Соловках. Весте они решили основать в этом месте монастырь. Первое деревянное здание новой обители – Преображенская церковь находилось на том месте, где сейчас стоит главный храм монастыря – Спасо – Преображенский собор.

Монастырь возник во владениях Новгородской феодальной республики. Постепенно обитель росла, расширялось ее влияние. Монахи начали занимать не только Большой Соловецкий остров, но и Анзерский и Большую Муксламу. Естественно, что поморы – промысловики были недовольны возникновением монастыря. Но, Зосима, ставший игуменом обители, добился от новгородских властей грамоты, подтверждавшей вечное право монастыря на владение всем Соловецким архипелагом. Монастырь получил также  дарение в виде вотчин на материке и другие богатые вклады (богослужебная одежда и утварь). Среди вкладчиков были и знаменитая Марфа Посадница.

Монастырь неоднократно переживал пожары. В 1485 и 1538 гг. все строения выгорали дотла. После последнего пожара игумен Филипп принял решение о начале каменного строительства в обители. Он сумел добиться от Ивана Грозного новых привилегий и льгот для Соловецкого монастыря (ежегодно – с 1555г. – беспошлинной продажи 10 тысяч пудов соли, беспошлинной продажи зерна). Царь подарил обители поморскую Сумскую область, где имелось более 30 соляных варниц, а также земли на берегу Северной Двины. Большие суммы денег выделялись на строительство, вносились дорогие вклады и подарки в виде церковной утвари. При Филиппе Соловецкий монастырь пережил свой расцвет. Монахи много работали. Молочное хозяйство, оленеводство, кузнечное, кирпичное, кожевенное, гончарное дело, охота на тюленей и нерпу, вытапливание сала, работа в литейных мастерских и солеварениях, квасоварение – все было знакомо многочисленной соловецкой братии. По инициативе Филиппа  были проведены работы по углублению Святого озера возле обители, по соединению протоками 72 мелких озера Большого Соловецкого острова. Была создана уникальная гидросистема: вода собиралась в Святое озеро, а оттуда по специально прорытому каналу направлялась на территорию монастыря, где не только использовалась на хозяйственные нужды, но и приводила в движение водяную мельницу.

Сейчас по каналам, стекающим к Святому озеру, можно проплыть на лодках

Игумен Филипп превратил Соловецкий монастырь в один из лучших на Руси, значительно поднял его благосостояние и престиж. В 1566 г. Иван Грозный вызвал Филиппа с Соловецких островов. По его инициативе Филипп стал митрополитом всея Руси. Но Филипп был слишком независим  и позволил себе публично выступить против опричного террора царя. По приказу Ивана Грозного менее чем через два года Филиппа лишили сана митрополита и заточили в Тверском Отроч монастыре. 25 декабря 1569 г, как пишет летописец: «Филипп митрополит в заточении скончался насильственно, будучи задушен от начальника опричнины Малюты Скуратова».

К концу XVI века монастырь, превратился в центр всего Поморья и стал привлекать внимание иностранных интервентов. Необходимо было его укрепить.

В 1584г. по указу царя Федора Ивановича развернулось строительство каменной крепости.

Крепость имела форму сильно вытянутого с севера на юг пятиугольника. Строительство шло 14 лет и было закончено в 1598г. Основным материалом для стен и башен служили природные гранитные валуны, которые заливали известковым раствором. В нижних рядах стен и башен были использованы особенно большие валуны. Вес некоторых из них составляет около 11 тонн. Чем выше поднималась стена, тем меньше по весу и размерам камни укладывались в нее.

Превратившись в крупную пограничную цитадель, Соловецкий монастырь теперь мог выдержать  любую осаду.

В 1650 -1660 гг. Соловецкий монастырь являлся одним  из важных центров раскола церкви. Монахи не только не приняли нововведения Никона, которого они хорошо знали (будущий патриарх принял постриг в Троицком Анзерском скиту на Соловецких островах), но и оказали упорное сопротивление властям.  В монастыре составляли послания, в которых их авторы призывали народ твердо держаться старой веры и не следовать Никону. Вскоре в Москве поняли, что бороться с братией Соловецкого монастыря надо решительно. В декабре 1667 г. все земельные владения обители на материке были по указанию царя Алексея Михайловича конфискованы, а летом 1668г. войска начали блокаду. Там в те времена находилось до 500-600 человек. Их сопротивление смогли подавить лишь в 1676г.  и то только  после того, как монах – перебежчик Феоктист указал осаждавшим обитель стрельцам потайной ход. Расправа с непокорными была суровой: по царскому указу казнили около 400 человек.  Так осада монастыря 1668-1676 гг. доказала надежность каменной крепости.

Суровые условия жизни на Севере, значительная отдаленность от Центральной России, островное положение делали Соловецкий монастырь уникальным местом ссылки. Начиная с XVI века царское правительство отправляло туда неугодных государственных и церковных лиц. Среди узников Соловков – Максим Грек, Авраамий Палицын, Василий Лукич Долгоруков, Петр Андреевич Толстой и другие.

Монастырь являлся важным оборонным пунктом в годы Северной войны. В 1702 г. там побывал Петр I.

В 1854 г. Соловецкий монастырь принял участие в Крымской войне. Английская эскадра, направленная в Белое море, к северным берегам России, пыталась захватить Соловецкую крепость. С двух английских фрегатов подошедших к островам, был подан сигнал (два пушечных выстрела), означавший приглашение вступить в переговоры. Защитники крепости приняли их за начало атаки и открыли  по английским фрегатам огонь из всех имевшихся в  их распоряжении орудий.  Одно вражеское судно было легко повреждено. Англичане удалились на безопасное расстояние, а на следующий день игумен монастыря получил ультиматум с требованием сдачи. Естественно, монахи отказались его выполнить. В итоге Соловецкий монастырь был подвергнут 9-ти часовой бомбардировке. По зданиям крепости было выпущено около 1800 ядер и бомб. Однако мощные стены  и башни обители получили лишь незначительные повреждения. Из его защитников никто не пострадал. Англичане были вынуждены удалиться.

Здания Соловецкого монастыря после его закрытия в 1920 году использовались в разных целях: в течение 3-х лет там размещался совхоз «Советский», в 1923-1936гг. —  концлагерь СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), в 1939-1956 гг. – учебный морской отряд,  1942 – 1945гг — школа юнг ВМФ. В 1967 г. архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря стал филиалом Архангельского краеведческого музея.

25 октября 1990г  вновь открылся Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь и в нем вновь затеплилась  иноческая жизнь.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *