Городец — город мастеров

Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. В этом отношении он не имеет себе равного города в Нижегородской области.

В настоящее время в Городце и районе происходит процесс возрождения и развития промыслов и ремёсел, давно утраченных, которые, пройдя через многие века, сохранили по сию пору традиции прикладного народного русского искусства.

Городецкая роспись

Самым значительным видом народного искусства  заслуженно считается изумительная по своим художественным достоинствам городецкая роспись, отразившая могучие творческие силы народа.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIXвека сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Городецкая роспись своеобразна в своей манере, поэтому спутать ее трудно. Ни одно городское изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Сюжеты городских изделий имели свою неповторимость. Мастера изображали прогулки ковалеров с дамаи, всадниках на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.

 Резьба по дереву

Городецкая роспись и резьба первоначально возникли на воде, в среде плотников-корабелов, а потом перешли на сушу, в крестьянскую архитектуру.

Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика.

В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе.

Неизвестные резчики работали наугад, полагаясь только на своё художественное дарование, а инструментами в их руках были всего-навсего — стамеска и долото.

В Городецком краеведческом музее широко представлено искусство городецких резчиков.

В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы.

Городецкая глухая резьба удобно уселась на фронтонах зданий, на причалах и карнизах. Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на домах, словно украшены тонким кружевом, причём резьба не повторяется, на каждом доме она своя, имеет свой сюжет.

Самые вкусные пряники

Обычай выпекать пряники был широко распространен в Городце ещё в давние времена, исстари этому способствовало изобилие «бортевых угожий». Бортью называется пустота, выдолбленная в стоячем дереве для помещения диких пчел, а бортничество — пчелиный промысел.

В дремучих городецких лесах (до сей поры сохранилось место в Городце, называемое «Кукушкина гора») было много ульев диких пчёл, дающих немало мёда. Жители занимались бортничеством — добычей мёда диких пчёл.

Развитие пряничного производства в Городце связано с хлебной торговлей. Ему содействовали большие базары, частые караваны судов по Волге, близость Нижегородской ярмарки.

Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник обладал высокими вкусовыми качествами. И был красив внешне.

Отличительная особенность городецкого пряника состояла также в том, что он был печатный. Народные мастера затейливо вырезали доски (своеобразное клише), на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи.

К концу девятнадцатого и начала двадцатого веков в Городце насчитывалось до шестнадцати пекарен. Одним из богатых купцов-пряничников в Городце был Денис Беляев. Меценатом-пряничником считался купец Алексей Горохов, который имел большую коллекцию пряников.

Оборудование пекарен было несложное: русская печь, несколько широких столов для раскатки теста, кадки с водой, печатные доски. Обливаясь потом, стояли у раскаленных печей пекари, поминутно вытаскивая противни, чтобы не поджечь пряники. Городецкие пряники, которые соперничали с тульскими и вяземскими, поставлялись купцами на восток в качестве подарков с Нижегородской ярмарки, на север к охотникам для обмена на меха, шли на ярмарки в Сызрань, Кинешму, шли за границу, в Турцию.

С давних пор своеобразно отмечались различные события в жизни: пекли пряники в честь весны — «жаворонки», на встречу Нового года, свадебные, подарочные, именинные, юбилейные. Причём разные по величине: от горошины до пуда весом.

Пряничное производство продолжает развиваться в Городце и в наши дни.

На базе кустарной артели «Красный пряничник» в 1957 году в Городце создается пищекомбинат. Вместо мелких кустарных пекарен в настоящее время создана фабрика, оснащённая современной техникой. Сейчас пряники выпекаются в электрических печах, ручной замес теста заменили тестомесильные и формовочные машины.

 Металлические кружева

С незапамятных времен в Городце производились ковка и литьё. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы.

В Петровскую эпоху, конец XVII – начала XVIII века, боярин Стрешнев получил центральную часть Городца в своё владение, построил здесь якорный завод.

Ковка якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца. Якоря делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия валовым весом до 20 тысяч пудов.

Далеко за пределы Нижегородской губернии шла добрая слава и о высоком качестве колокольных языков, отлитых на заводе боярина Стрешнева.

Как вспоминают старожилы, городецкие колокола излучали оригинальный «малиновый звон», что при отливе колокола добавляли серебро, чтобы он лучше, громче звучал. Рассказывают, что, когда зазвонят все десять церквей, собор и монастырь, то в Городце стоит сплошной гул разных мелодий.

Особенно мелодично звонил колокол Троицкого собора, стоявшего на берегу Волги, там, где ныне поставлен бюст А.В. Ворожейкина. И вспоминается русская народная песня, в которой говорится: «Вечерний звон, как много дум наводит он…»

В 70-80 годы XIX века возникло в Городце металлопроизводство.

На литейном заводе К.В. Кузнецова производили металлические архитектурные украшения для домов. Завод Кузнецова не уступал заводам Урала.

До сих пор сохранилась металлическая вязь, украшавшая жилые здания в Городце, и витые лестницы в купеческих особняках.

И вот этот промысел начал возрождаться в настоящее время.

В Городце в наши дни возрождается почти совершенно утраченная профессия жестянщика, мастера по изготовлению изделий из жести. На фронтоне домов, дымников, на воротах, на входной двери, на водосточных трубах – всюду горят на солнце кружева из металла.

Покоряют красотой дымники, которые искусно делает городецкий мастер-художник. Они сверкают лучистым светом и горят на солнце. Дымники пользуются широким спросом у жителей Городца и района.

Славится Городец и своим истинно русским чаем – Иван-чай. Иван-чай  — это особый продукт, относящийся к категории здорового питания и отличающийся от традиционных видов чая тем, что: не содержит кофеина; не красит зубную эмаль;  обладает оздоравливающими и повышающими иммунитет свойствами.

 

В 2009 году в  Городце  открылся чудесный  музейно-туристский комплекс — «Город мастеров».

«Город мастеров» посвящен истории деревянного зодчества области периода XVI-XIX веков.

 

Попадая в этот город как будто оказываешься в прошлом — скромные крестьянские постройки, дома зажиточных купцов, роскошный княжеский терем.

В этом музее представлены различные экспозиции и мастерские, посвященные народному художественному промыслу: роспись, вышивка, игрушка, резьба по дереву, пряничный промысел, гончарное искусство.

В одном из залов музея можно попить знаменитый городецкий Иван-чай с городецкими пряниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *